Flowschool - Образовательный портал

PR в Античной мифологии. Franco Agamenone текущий результат, расписание матчей и результаты - Теннис Агамемнон описание

Агамемнон (Αγαμέμνονας), один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон воцарился в Микенах (впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.

Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801,
художник Жан Огюст Доминик Энгр


Агамемнон, Кассандра, Клитемнестра, Эгисф,
Национальная школа изящных искусств, Париж

"Илиада" изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов дается в 11-й книге), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Аполлодор, Эпизоды, III 21). Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды ее отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Хрисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков (Гомер, Илиада, I 8-427; IX 9-692).


художник Роджер Пейн

О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма "Возвращения" (7 век до нашей эры) и "Орестея" Стесихора. Злой рок преследовал весь род Агамемнона, начиная с родоначальника Тантала и кончая самим Агамемноном и его детьми – Ифигенией и Орестом. После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру (Гомер, Одиссея, III 248-275; IV 524-537). Начиная с середины 6 века до нашей эры, на первый план выдвинулась версия, что Агамемнон был коварно убит собственной женой Клитемнестрой: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара.

Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 веках до нашей эры и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет "Зевс-Агамемнон" показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

Печальная судьба и роковой конец Агамемнона в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Кроме Ифигении, у Агамемнона было еще три дочери. Местом погребения его называют Микены и Амиклэ. В Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. В Херонее хранился как святыня его скипетр – произведение Гефеста.

Из драматических произведений античности, посвященных убийству Агамемнона, сохранились трагедии "Агамемнон" Эсхила (первая часть трилогии "Орестея") и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 века (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во второй половине 18 столетия (трагедии В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 веках сюжет лег в основу около тридцати трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана ("Ифигения в Дельфах", "Ифигения в Авлиде", "Смерть Агамемнона", "Электра").

В античном изобразительном искусстве Агамемнон – второстепенный персонаж в многофигуpных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн. В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лег в основу либретто ряда опер 18-20 веков.

Козлова Наталья

Агамемнон

Краткое содержание мифа

Агамемнон - в греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трёх дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.

Убийство Агамемнона
Краснофигурный кратер, 5 в. до н.э.

После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру. Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара.

Золотая посмертная маска
Агамемнона, найденая при раскопках
в Микенах Генрихом Шлиманном.

Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу.

Ссора между Ахиллесом и
Агамемноном
Peter Paul Rubens

Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса. насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорблённого Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков. О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора.

Образы и символы мифа

Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14—12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

Кассандра (Kassandra) - героиня греческого эпоса. Дочь троянского царя Приама и Гекубы. Уже в циклических поэмах Кассандра выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит.

В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм Кассандры, отождествляемой с местным божеством Александрой.

Клитемнестра убивает Кассандру
Краснофигурная керамика, 430 гг. до н.э.

Трагической образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в "Агамемноне" Эсхила и "Троянках" Еврипида

Клитемнестра, в греческой мифологии дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона. Чаще всего она сама изображается непосредственной убийцей мужа, прикрывая истинную причину преступления (измену с Эгисфом) местью за дочь Ифигению.

Принесение в жертву Ифигении
гравюра, Jean-Michel Moreau

«Илиада» изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков.

Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. В Спарте ему воздавались божеские почести.

В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, — произведение Гефеста.

«Маска Агамемнона» — золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин. В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Агамемнон имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов кульминации мифа об Агамемноне, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти.

Из драматических произведений античности, посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19—20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра»).

Ф.И. Шаляпин в роли Агамемнона

Действующее лицо трагедий Эсхила «Агамемнон», Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Гекаба», Иона Хиосского и неизвестного автора «Агамемнон», Сенеки «Троянки» и «Агамемнон», Расина «Ифигения».

В античном изобразительном искусстве Агамемнон — второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона "и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.

В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18— 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С.И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо;

«Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).

Этот властный и самодостаточный герой проявляет жестокость и надменность по отношению ко всему окружающему.

Социальное значение мифа

Стоит отметить определяющее значение мифа в передаче общественного опыта из поколения в поколение, установлении парадигм поведения в социальной группе и организации основ общественного сознания. Посредством последовательного изучения преданий индивидуум приобщается к истокам истории конкретного общества, вдохновлялся сверхъестественными деяниями своих богов и героев. Таким образом, подсознательно проходила самоидентификация человека по отношению к семье, государству, нации.

Агамемнон представляется нам властным, богатым, самодостаточным, надменным, жестоким. И в наше время очень много людей с такими чертами характера. Миф об Агамемноне представляет нам поведение таких людей и дает повод задуматься о возможных последствиях их деятельности.

Агамемнон Агамемнон

(Agamemnon, Άγαμέμνων). Царь Микен, брат Менелая. Он женился на Клитемнестре, которая родила ему Ифигению, Кризофемиду, Лаодику (у трагиков Электра) и Ореста. Он был самым могущественным царем во всей Греции. Когда Парис увез Елену и греческие цари по призыву Менелая решились отомстить троянцам, то Агамемнон был избран предводителем всего войска. Но все-таки не Агамемнон герой “Илиады”, т. к. он ниже Ахиллеса по доблести и благородству. По взятии Трои ему досталась в добычу Кассандра, дочь Приама, с которой он возвратился домой. Здесь его убивает Эгисф, который в отсутствие Агамемнона жил с женой Агамемнона Клитемнестрой; Клитемнестра же убивает Кассандру. Сын Агамемнона Орест впоследствии мстит за смерть отца и убивает свою мать и Эгисфа.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АГАМЕМНОН

(Άγαμέμνων), в греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом А. и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. А. стал царём в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака А. имел трёх дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, А., как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати. «Илиада» изображает А. доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера А. являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, А. похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока А. не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Apollod. epit. Ill 21 след.). Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, А. отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от А. возвращения Хрисеиды её отцу, А. отбирает у Ахилла его пленницу Бри-сеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорблённого Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков (Ною. П. I 8-427; IX 9-692). О дальнейшей судьбе А. повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н. э.) и «Орестея» Стесихора. После взятия Трои А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстить Клитеместру (Нот. Od. III 248- 275; IV 524-537). Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдви галась сама Клитеместра: встретив А. с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара (Aeschyl. Agam. 855-1576).
Сказочное богатство А. и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что А., вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.
в. н. Ярхо.

Из драматических произведений античности, посвящённых убийству А., сохранились трагедии «А.» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть А.», «Электра»).
В античном изобразительном искусстве А. - второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство А. нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти А. лёг в основу либретто ряда опер 18- 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; «Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Агамемнон

В “Илиаде” царь Микен и Аргоса, предводитель ахейского войска в Троянской войне. Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. Сын царя Микен Атрея и Аэропы. Супруг Клитемнестры (дочери Леды и спартанского царя Тиндарея). Брат спартанского царя Менелая, женатого на сестре Клитемнестры Елене Прекрасной. Под Троей Агамемнон был верховным вождем союзного ахейского войска. В день возвращения домой коварно убит Клитемнестрой, которая, пока муж воевал под Троей, вступила в связь с его двоюродным братом Эгисфом. Отец Ореста, Ифигении, Лаодики, Хрисофемисы и Электры.

// Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Смерть Агамемнона // Николай ГУМИЛЕВ: Воин Агамемнона

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Агамемнон" в других словарях:

    Исторический словарь

    1. герой «Илиады» Гомера (VIII в. до н.э.), трагедий Эсхила «Агамемнон» (458 г. до н.э.), Софокла «Алке» (ок. 455 445 до н.э.), Еврипида «Ифигения в Авли де» (408 405 гг. до Р.Х.). А. был героем эпических песен о Троянской войне еще в… … Литературные герои

    - (греч.). Мужское имя: весьма твердый, постоянный. Так назывался царь Микен, предводитель греков в Троянской войне. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АГАМЕМНОН греч. а) Муж. имя: весьма твердый,… … Словарь иностранных слов русского языка

    АГАМЕМНОН, в греческой мифологии царь Микен, предводитель ахейского войска в Троянской войне, брат Менелая. Принес в жертву Артемиде дочь Ифигению. После взятия Трои возвратился домой, где был убит женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом … Современная энциклопедия

    В Илиаде царь Микен, предводитель ахейского войска в Троянской войне. Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. Коварно убит женой Клитемнестрой … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 астероид (579) персонаж (103) царь (32) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Один из главнейших героев древнегреческого национальногоэпоса, сын Микенского царя Атрея и Эропы и брат Менелая. Бежал, поумерщвлении отца племянником его Эгистом, сыном Тиеста и воцарениипоследнего, вместе с братом в Спарту. Здесь братья… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Возвращение Агамемно … Википедия

    Агамемнон - в мифах древних греков предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства его отца Атрея Агамемнон и Менелай бежали в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Franco Agamenone текущий результат (и прямая онлайн видео трансляция*), график и результаты со всех теннис турниров, что Agamenone F. сыграла. Соперник Franco Agamenone еще не известен. Как только появится официальное расписание название команды будет показано здесь.

Когда начнется матч, Вы сможете следить за его Franco Agamenone прямая трансляция с обновлёнными результатами. Статистика будет обновлена по окончанию игры. Franco Agamenone предыдущий матч был против Drzewiecki K / Walkow S на Rome, Italy, Doubles, матч завершился с результатом 2 - 0 (Drzewiecki K / Walkow S Выйграл матч). Franco Agamenone закреплённая вкладка показывает последние 100 теннис матчей со статистикой и иконками победа/поражение. Тут так же все Franco Agamenone запланированные матчи, которые будут сыграны в будущем.

Franco Agamenone график показателей и формы, это уникальный алгоритм SofaScore Прямая трансляция Теннис , что мы генерируем на основе последних 10 матчей игрока, статистике, детальном анализе и наших собственных знаниях. Этот график должен помочь вам сделать ставку на матчи Franco Agamenone, но мы предупреждаем, что SofaScore LiveScore не несёт ответственности или обязательств за любые финансовые или другие потери, будь то прямые или косвенные, как результат каких либо действий связанных с любым контентом это сайта.

В разделе обзор матча приводится ссылка на прямой эфир игры Franco Agamenone видео трансляция , спонсор bet365. Пожалуйста, имейте ввиду, что правами интеллектуальной собственности на транслирование таких мероприятий обычно обладают на уровне стран и, таким образом, в зависимости от вашего местонахождения, могут быть мероприятия, которые вы не сможите увидеть в силу таких ограничений.

Franco Agamenone родился 15 Apr 1993 (26) в Rio Cuarto, Argentina; в настоящее время проживающий в Buenos Aires. Agamenone F. это Праворукий игрок, и в настоящее время занимает 1131 позицию в ITF Мужчины рейтинге с 6 очками. Franco Agamenone общий заработок в этом году составляет 1.2k €, но за карьеру он получено всего 57.7k €. Пожалуйста, учтите, что общий заработок посчитан только с призовых денег турниров, доходы от спонсоров не включены в эту сумму.

SofaScore теннис текущий результат выпускается в виде мобильного приложения на iPhone, iPad, Android, Google Play и Windows phone. SofaScore можно найти во всех магазинах на всех языках. Установите приложение SofaScore и следите за всеми играми Franco Agamenone в прямом эфире прямо на вашем смартфоне или планшете!

Агамемнон, царь-предводитель ахейцев в троянской войне

Агамемнон — персонаж греческих мифов и «Илиады» Гомера, сын Атрея и Аэропы, микенский царь, предводитель объединенных ахейских войск в троянской войне.

Гордый и властный, могучий и храбрый воин и в то же время мнительный эгоист, теряющийся в сложных ситуациях, — таким предстает Агамемнон у Гомера, Эсхила, Еврипида и Софокла, в романах и пьесах современных авторов; его характер одновременно и привлекает нас, и отталкивает, а трагическая судьба вызывает сострадание.

Агамемнон родился в Микенах, где отец его, Атрей, пришел к власти после смерти царя Эврисфея, не оставившего после себя потомков. Детство Агамемнона и его младшего брата Менелая прошло в атмосфере интриг и борьбы за власть между Атреем и его братом Фиестом.

Ребенком Агамемнон стал свидетелем отвратительного преступления своего отца, убившего Плисфена и Тантала, сыновей Фиеста; позже на глазах у Агамемнона Атрей был убит Эгисфом, сыном Фиеста.

Когда Фиест пришел к власти в Микенах, Агамемнон и Менелай бежали в Спарту, под защиту царя Тиндарея. Однако при первой же возможности Агамемнон вернулся, чтобы отомстить за смерть отца. Убив Фиеста, Агамемнон стал царем Микен, как законный наследник Атрея.

Агамемнон стал одним из самых могучих и богатых ахейских властителей. Он жил в дружбе со всеми царями и даже примирился с убийцей своего отца, Эгисфом. О его резиденции говорилось не иначе, как о «златообильных Микенах». Был он также счастливым супругом и отцом.

Когда его брат Менелай взял в жены Елену (Прекрасную), Агамемнон женился на ее сводной сестре Клитеместре, которая родила ему сына Ореста и дочерей Хрисофемиду, Электру и Ифигению (в более старых источниках вместо Электры названа Лаодика, а вместо Ифигении — Ифианасса).

Агамемнон жил в своем дворце спокойно и счастливо, пользуясь всеобщим уважением, и грозило ему лишь одно: что он войдет в мифы без всякой славы.

Но вот в Микены пришла тревожная весть: у Менелая, который после смерти Тиндарея стал царем Спарты, похитил жену троянский царевич Парис. Вскоре в Микены прибыл сам Менелай и попросил Агамемнон помочь вернуть ему Елену. Ведь она была самой прекрасной из всех смертных женщин, отцом ее был сам Зевс, а коварный Парис похитил ее, будучи гостем Спарты. И не только это: заодно он прихватил и сокровища Менелая.

Это было грубейшее нарушение гостеприимства, тягчайшее оскорбление царя, супруга, мужчины. Такое вероломство никак не могло остаться безнаказанным.

Агамемнон посоветовал брату отправиться с каким-нибудь опытным посредником, лучше всего — с царем Итаки Одиссеем, в Трою и там обратиться за справедливостью к отцу Париса, троянскому царю Приаму, который, конечно, уладит все дело. Менелай так и поступил, но ничего не добился. Парис готов был вернуть украденные сокровища, но о возвращении Елены и говорить не хотел.

Тогда Менелай и Одиссей пригрозили троянцам войной, однако Парис стоял на своем, и Приам поддерживал его. Узнав об этом, Агамемнон разослал послов ко всем ахейским царям, призывая их помочь Менелаю и наказать Париса.

Поход, возглавленный Агамемнон, сулил участникам славу и богатую добычу. В гавани Авлиды собралось 1186 кораблей и 100 тысяч воинов, готовых выступить против Трои.


В статье использованы кадры из фильма «Троя» 2004 год. В роли Агамемнона — актер Брайан Кокс.

В сознании своей ответственности главнокомандующего Агамемнон готов был на любую жертву, лишь бы боги были благосклонны к походу. Он принес в жертву Артемиде родную дочь Ифигению, чтобы искупить оскорбление, которое нанес некогда богине.

После опасного плавания, полного непредвиденных препятствий, флот ахейцев пристал, наконец, к берегам Трои. Хотя там их поджидало могучее войско, ведомое старшим сыном Приама Гектором, ахейцам удалось высадиться в Троаде. Однако взять штурмом высокие стены Трои греки не сумели и откатывались от них, как волны от несокрушимой плотины. Тогда Агамемнон велел разбить укрепленный лагерь и из него начинал новые и новые приступы Трои — целых девять лет, но все тщетно!

На десятом году в ахейском войске открыто проявилось долго накапливавшееся недовольство. Воины мечтали о возвращении домой, а полководцы утратили надежду на добычу и славу. К тому же, когда разочарование бесперспективной войной достигло предела, возник спор между Агамемнон и лучшим ахейским бойцом Ахиллом, предводителем мирмидонян.

Причиной послужила женщина: при одной из военных экспедиций в соседние с Троей царства Ахилл завладел несколькими пленницами, в том числе дочерью Хриса, жреца Аполлона; при дележе добычи Хрисеида досталась Агамемнону.


Вскоре в лагерь пришел ее отец и попросил Агамемнон вернуть ему дочь за богатый выкуп. Но Агамемнон не согласился, так как девушка ему понравилась, и он с позором изгнал ее отца. Тогда Хрис обратился к Аполлону с мольбой об отмщении. Аполлон, оскорбленный в лице своего жреца, спустился с Олимпа и с помощью своих стрел, выпущенных из серебряного лука, рассеял погибельный мор в стане ахейцев.

Поскольку Агамемнон ничего не предпринимал, чтобы умилостивить Аполлона, вмешался Ахилл. Он созвал народное собрание, чтобы оно решило, что им следует предпринять. Агамемнон был этим задет, так как считал, что право созывать собрание принадлежит ему одному. На собрание он явился, но с гневом в душе и с намерением продемонстрировать Ахиллу свою власть и силу. На собрании ахейских воинов армейский прорицатель Калхант заявил, что Аполлона удастся умилостивить лишь в том случае, если дочь Хриса вернут отцу, но без всякого выкупа и с извинениями.

Агамемнон набросился на Калханта, а когда Ахилл вступился, Агамемнон прикрикнул и на него и грубо оскорбил. После резкой перепалки, в которой ни тот ни другой не выбирали слова, Агамемнон в конце концов заявил, что в интересах войска отказывается от Хрисеиды, но взамен возьмет у кого-нибудь из вождей другую пленницу — и выбрал Брисеиду, наложницу Ахилла. Ахилл подчинился решению главнокомандующего, каким бы опрометчивым и несправедливым оно ни было, но сделал из этого свои выводы. Он провозгласил, что не будет участвовать в войне, пока Агамемнон и все ахейцы, не выступившие в его защиту, не попросят у него прощения, не снимут с него бесчестие.

Тщетно уговаривали Ахилла остальные вожди, особенно пилосский царь, старик Нестор, отважный Диомед из Аргоса и хитроумный Одиссей из Итаки. Он стоял на своем и этим навлек на войско беду: когда троянцы узнали, что с ними не будет сражаться Ахилл, наводивший на них ужас, они сделали вылазку из города, вынудили ахейцев отступить и стали готовиться к сокрушительному штурму их лагеря.

Агамемнон направил к Ахиллу послов с извинениями и предложением помириться. Он обещал вернуть ему Брисеиду с семью другими пленницами в придачу и с богатыми дарами. Однако Ахилл не мог забыть обиду и отверг как предложение мира, так и дары. Пришлось ахейцам сражаться без Ахилла и его войска.


Несмотря на упорное сопротивление, троянцы прижали греков к самому морю. Агамемнон храбро сражался в первых рядах, как и подобает предводителю, но когда из-за ранения и потери крови ему пришлось покинуть поле боя, он предложил остальным ахейским вождям отказаться от дальнейшей борьбы и спасать жизнь воинов бегством. Однако воины продолжали мужественно сражаться, а вместе с ними и все вожди.

Наконец они дождались нового поворота событий: увидев, что Гектор уже начал поджигать ахейские корабли, Ахилл позволил своему другу Патроклу вступить в бой во главе мирмидонян и одолжил ему свои доспехи. Троянцы решили, что против них выступил сам Ахилл, и в страхе бросились наутек.

Но Патрокл, спасший таким образом корабли и стан ахейцев, из боя не вернулся; он погиб в единоборстве с Гектором, которому помогал бог Аполлон. Тогда Ахилл решил вступить в сражение, чтобы отомстить за друга. Он принял предложение Агамемнон о примирении и сражался под стенами Трои до самой своей героической смерти.

Мы знаем, что ахейцы в конце концов хитростью взяли Трою. По предложению Одиссея они соорудили огромного деревянного коня, внутри которого спрятались самые отважные воины. Затем Агамемнон велел поджечь лагерь, посадил войско на корабли и отплыл всем флотом на запад. Однако он не уплыл в Грецию, как полагали троянцы, а укрылся за мысом Тенедос и с наступлением тьмы вернулся со всем войском.

Троянцы между тем ввезли коня в город — и даже разобрали ради этого часть городской стены, так как ворота были слишком узки. Слишком легко троянцы поверили рассказу греческого воина Синона, которого оставил на берегу Одиссей, снабдив его соответствующими инструкциями. Синон рассказал, будто гигантский деревянный конь посвящен ахейцами богине Афине и может послужить защитой городу.

Ночью же спрятавшиеся воины вышли из коня, одолели ничего не подозревавшую стражу, а Синон дал условленный знак Агамемнон, который вторгся с войском в город через пролом в стене. Наутро лишь дымящиеся руины напоминали о некогда славной Трое.

Победоносный Агамемнон возвратился в Микены, корабли его были перегружены золотом, серебром, бронзой, рабынями. Вступив на родную землю, он растроганно поцеловал ее и принес благодарственную жертву богам. Затем Агамемнон велел зажечь на прибрежной горе огромный костер — перед уходом на войну он обещал супруге известить ее таким способом о возвращении. Клитеместра с нетерпением ждала условленного сигнала, но ждала его не одна.


Пока Агамемнон сражался у стен Трои, в Микенах появился его двоюродный брат Эгисф и соблазнил его жену. Правда, вначале она сопротивлялась, но затем поддалась его лести, а теперь у них уже был совместно разработан план, как избавиться от Агамемнона.

Эгисф торжественно приветствовал его, ввел в зал для пиршеств, а когда пир был в самом разгаре, Эгисф дал знак спрятанным воинам, и те убили Агамемнона вместе со всеми его соратниками (как сказал Гомер: «И, угостивши, зарезал, как режут быка возле яслей»). Затем Эгисф велел спешно похоронить Агамемнон за городскими стенами, женился на Клитеместре и провозгласил себя царем Микен.

На этом рассказ об Агамемнон не заканчивается. Последнее слово сказал в 1876 г. немецкий археолог Г. Шлиман. На фото: так называемая «маска Агамемнона» из кованого золота, изготовленная в XIV веке до нашей эры. Золотая маска обнаружена Генрихом Шлиманом в 1876 г. в Микенах. Сейчас хранится в Национальном музее, в Афинах.


После того как в 1871-1873 гг. Шлиман раскопал развалины Трои, в существовании которой сомневалось большинство ученых того времени, он отправился в Микены на поиски гробницы Агамемнона. При этом Шлиман опирался на сведения из «Илиады» Гомера, «Орестеи» Эсхила, «Электры» Еврипида и «Описания Эллады» Павсания, посетившего Микены во 2 в. до н. э.

И действительно, на огороженной площадке у крепостных стен, на глубине около 8 метров, Шлиман нашел пять гробниц с останками пятнадцати человек, буквально усыпанными золотом и драгоценностями. Их украшения и оружие соответствовали описанию Гомера. Лица мертвых были прикрыты золотыми масками, воспроизводившими их черты; в этом Шлиман мог убедиться, потому что под одной из масок обнаружил неповрежденное, естественно мумифицировавшееся лицо микенского владыки.

Восторженный археолог решил, что это и есть сам Агамемнон: «Я обнаружил гробницы, которые Павсаний, опираясь на традицию, считает гробницами Агамемнона, Кассандры, Эвримедонта и их друзей, убитых коварным Эгисфом и вероломной Клитеместрой».

Однако более поздние исследования показали, что люди, останки которых Шлиман обнаружил в Микенах, жили примерно за два с половиной века до гибели Трои, а значит, и до гибели Агамемнона.

Правда, чтобы Агамемнон мог погибнуть, он сначала должен был жить — однако прямых доказательств его существования у нас нет, поэтому даже после открытий Шлимана Агамемнон остается героем из мифов.


Микенские сокровища находятся теперь в Национальном археологическом музее в Афинах. Они занимают там почти весь вводный зал, и их сияние свидетельствует, что Гомер не зря говорил о «златом богатых Микенах». Имя Агамемнон там упоминается на каждом шагу, в частности перед золотой маской, которую приписал ему Шлиман.

Кроме упоминавшихся выше аттических трагедий 5 в. до н. э. ему посвящена трагедия Сенеки «Агамемнон».

В новое время судьба Агамемнон легла в основу десятков разнообразных произведений; назовем лишь трагическую тетралогию Г. Гауптмана и оперу-трилогию «Орестея» С. И. Танеева.

У А.С. Пушкина в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) Агамемнон — император Александр I:

«Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался».