Flowschool - Образовательный портал

Защита населения во время землетрясения. Мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений и ликвидации их последствий

I I По статистике в мире происходит в среднем в год: 1 землетрясение катастрофической степени (8); 18 землетрясений «очень сильные» (7-7,9); 120 «сильных» землетрясений (6-6,9); 800 «умеренных» колебаний почвы (5-5,9); легких землетрясений (4-4,9); 50 тысяч «слабых» (3-3,9). В 2011 году – 11 землетрясений. Землетрясения – это сильные подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов земной коры или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Причины возникновения Тектонические явления; Метеоритные, техногенные, обвальные, вулканические


Самые разрушительные землетрясения в истории Землетрясение в Китае 23 января 1556 года по данным китайских исторических источников погибло, свыше 830 тысяч человек. Землетрясение в Китае в 1976 году городе Тянь-Шань недалеко от Пекина. Магнитуда 7,8 по шкале Рихтера, погибшими считаются 242 тысячи человек. Подводное землетрясение в Индийском океане 26 декабря 2004 года. Магнитуда от 9,1 до 9,3. Это второе по силе землетрясение за всю историю наблюдения.




11 марта в м. в. в Японии произошла серия землетрясений. Магнитуда 9,1 по шкале Рихтера. Стихия спровоцировала глобальную катастрофу на японских островах - помимо собственно разрушений вследствие подземных толчков, землетрясение спровоцировало мощные волны цунами, которые обрушились на побережье. Число жертв – более 2,5 тыс. чел. Пострадавших боле 140 тыс. чел.


Землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года Магнитуда 7 по шкале Рихтера. Полностью был стерт с лица земли город Спитак (население 16 тысяч человек), Более 80% жилого фонда было разрушено в Ленинакане - с населением около 250 тысяч жителей. Погибло 25 тысяч человек, раненых было более 17 тысяч, лишилось крова 514 (до 530 по другим оценкам) тысяч человек.


Первая группа 1. Механические воздействия колебаний земной поверхности. 2. Разрушения, затопления, осыпание битых стёкол, падение разорванных электропроводов, взрывы и пожары, связанные с утечкой газа, неконтролируемые действия людей, вызванные испугом и паникой. Вторичные факторы землетрясения: лавины, оползни, обвалы, разжижение грунта, цунами и др. (Сами по себе ЧС). Поражающие факторы землетрясений


Критерии, определяющие характер землетрясения 1. Глубина очага (гипоцентра) км; отдельные км. Участок земной поверхности, расположенный над гипоцентром, называется эпицентром


3. Сейсмическая энергия это энергия, излучаемая из гипоцентра землетрясения в форме сейсмических волн (V-8 км/сек). 2. Продолжительность сотрясения грунта секунд (1-1,5 минуты)


Сейсмическая энергия оценивается по шкале Рихтера, в качестве единицы измерения в которой используется особая величина – магнитуда, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении в виде сейсмических волн. Магнитуда - полученная из сейсмограммы мера смещения грунта. Рихтер определял ее как десятичный логарифм, выраженный в микронах, максимальной амплитуды записи толчка, сделанной стандартным крутильным сейсмографом на расстоянии 100 км от эпицентра. Виды сейсмических волн продольные и поперечные объёмные; поверхностные. V - для продольных волн 3-8 км / с V - поперечных волн км / с; V- поверхностных волн до 1,4 км /c.


Магнитуда безразмерная величина, она не измеряется в баллах. Правильное употребление: «землетрясение с магнитудой 6.0», «землетрясение силой в 6 магнитуд по шкале Рихтера» Неправильное употребление: «землетрясение с магнитудой 6 баллов», «землетрясение силой 6 баллов по шкале Рихтера». 4. Интенсивность сейсмических толчков - 12 бальная шкала Меркалли – основана на субъективных ощущениях и видимых физических эффектах(до 6 баллов слабые, 6-7 сильные. 8-9 разрушительные, катастрофическими); - 12-балльная шкала Медведева-Шпонхойера-Карника была разработана в 1964 году для Европы и СССР. С 1996 года в ЕС макросейсмическая шкала (EMS).


Специфика мероприятий по защите населения и территорий в условиях землетрясения II Правовые мероприятия Руководство положениями основных документов в области защиты населения и территорий в части, касающейся землетрясений, в том числе нормативными документами, регламентирующими строительство объектов в сейсмологических зонах. 1. Планирование защиты населения и территорий от землетрясений и ликвидации. Районирование территорий. Определение границ зон возможных землетрясений с определённой интенсивностью, положение сейсмоактивных разломов, участки возможных оползней. Организационные мероприятия


2. Создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации последствий землетрясения 3. Организация постоянного контроля сейсмической обстановки в регионе, в том числе прогнозирование землетрясений. Контроль осуществляется силами и средствами Единой системы сейсмических наблюдений (ЕССН). собаки Поисковая аппаратура




Инженерно-технические мероприятия Требования СН и П - в зонах возможных землетрясений силой до 7 баллов специальных мер по повышению сейсмостойкости зданий не требуется; - в зонах землетрясений 7-9 баллов – осуществляется сейсмостойкое строительство; - в зонах возможных землетрясений силой более 9 баллов строительство не рекомендуется. Исключено строительство потенциально опасных (ЯОО и ХОО) в зонах балльных землетрясений. В других сейсмоопасных зонах, их устойчивость должна рассчитываться на силу землетрясения, на 1-2 балла превышающего ожидаемое в данной зоне. 1.Сейсмостойкое строительство и ограничение строительства в сейсмоопасных районах.


2. Усиление сейсмостойкости ранее построенных зданий. 3. Рациональное размещение, рассредоточение и повышенная пожаростойкость зданий в городской застройке и на объектах экономики. 4.Развитие инфраструктуры территорий с учётом создания благоприятных условий для проведения аварийно-спасательных работ. 5. Инженерная паспортизация отдельных объектов, населённых пунктов и городов в сейсмоопасных районах в целях заблаговременной подготовки банка данных для оценки последствий землетрясения.


Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые в режиме повышенной готовности (при непосредственной угрозе землетрясения). 1.Уточнение органами управления ГОЧС прогноза ожидаемого землетрясения по данным сейсмических наблюдений. 2.Оповещение населения об угрозе землетрясения осуществляется через местные радиовещательные станции и телевидение. При необходимости отдаются указания о порядке эвакуации людей в безопасные места. 2


3. Приведение в повышенную готовность к проведению аварийно - спасательных работ сил и средств (особенно нештатных формирований). При этом личный состав формирований выводится в палаточные городки, а спасательная техника – на открытые площадки. 4. Перевод потенциально опасных производств на аварийные режимы работы или полная остановка производства.


1. ОУ ГО и ЧС проводится оценка фактической обстановки. 2. Председатель КЧС ПБ принимает (уточняет) решение по ликвидации последствий землетрясения. 3. Население информируется о характере разрушений и мерах по ликвидации последствий землетрясения. 4. Ликвидация последствий землетрясения начинается немедленно всеми наличными силами. Организуются аварийно - спасательные работы, а также работы по предупреждению, локализации и тушению пожаров, локализации аварий, связанных с выбросом и разливом аварийно химически опасных веществ, а также аварий на энергетических и коммунальных сетях. 3 В ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ РЕЖИМЕ


СИЛЫ И СРЕДСТВА аварийно-спасательных и других неотложных работ спасательные, сводные отряды (команды), отряды (команды) механизации работ, аварийно-технические команды и другие формирования, у которых имеются на оснащении бульдозеры, экскаваторы, краны и средства малой механизации: газорезки, домкраты, миниподъёмные подушки, пневмо- и гидродинамический инструмент и т.п.


Рекомендации населению при первых признаках землетрясения Взять необходимые вещи, небольшой запас продуктов, документы и медикаменты; покинуть квартиру, выключив нагревательные приборы и газ. На улице как можно быстрее отойти от зданий и сооружений в направлении скверов, широких улиц, спортплощадок, незастроенных участков.


В районах разрушения организуется охрана общественного порядка, борьба с мародерством, оцепление, регулирование въезда и выезда, а также регулирование движения внутри района. Устанавливается охрана банков, предприятий торговли и других объектов. Проводится постоянный санитарный контроль, организуется очистка дорог и территории, сбор, опознание и захоронение погибших, производится дезинфекция очагов поражения в целях предотвращения эпидемий.


Население, оставшееся без крова, размещается в уцелевших сооружениях, палатках, временных постройках или эвакуируется за пределы района землетрясения. В сельскохозяйственных районах, кроме того, принимаются меры по спасению животных. Их, по возможности, освобождают их разрушенных помещений и отгоняют в безопасные районы, организуется забой пострадавших животных.

Почему-то человечество считает, что оно покорило природу, но это лишь иллюзия. Во-первых, о космосе люди знают больше, чем о мировом океане. Во-вторых, до сих пор не могут быть учеными заранее предсказаны. Бывают страшны и последствия землетрясений. Фото с мест катастрофы облетают мир каждые несколько лет. Ужасает, насколько человек ничтожен перед природой.

Землетрясения - причины и сущность

Мы привыкли, что почва под ногами - это нечто неподвижное и незыблемое, но это вовсе не так. расположенные в земной коре, находятся в постоянном движении, сталкиваются, расходятся, наползают друг на друга и трутся. Кроме того, добыча полезных ископаемых в недрах планеты, взрывы, обвалы, заполнение водохранилищ и многие другие искусственные процессы также могут спровоцировать крупные землетрясения. По сути, они являются подземными толчками и происходят довольно часто - примерно раз в 2 недели.

Однако большая часть из них приходится на океанское дно и имеет не слишком большую мощность, так что они практически незаметны. Но если эпицентр расположен достаточно близко к поверхности и населенным районам, а интенсивность высока, последствия могут быть катастрофическими.

Предсказания сейсмологов

Защита населения от последствий землетрясения начинается с предсказания его вероятности и расчета времени, когда оно произойдет. Здесь не обойтись без достижений сейсмологии, которой удалось разработать некоторые методики предсказаний земных толчков достаточной силы, чтобы повлиять на жизнь людей.

Собственно землетрясению предшествуют некоторые процессы в литосфере, которые можно отследить и проанализировать, чем и занимается эта наука. Существуют специальные приборы - сейсмографы, которые регистрируют движения тектонических плит. Их помощь при прогнозировании сильных землетрясений бесценна, ведь они дают возможность подготовиться к бедствию, выигрывают несколько часов, чтобы можно было начать эвакуацию и предупредить население об опасности, что позволит снизить число пострадавших.

Наиболее сейсмоопасные районы

Места, где землетрясения происходят, чаще всего известны, это понятно из причин их возникновения. Это стыки тектонических плит, которые на поверхности могут выглядеть как молодые высокие горы, например, Гималаи, Анды, Кордильеры. Кроме того, разлом есть и на Дальнем Востоке, он проходит от Камчатки вдоль Японии и тянется дальше - к островам Индонезии и Новой Зеландии. От Греции на юго-восток также уходит граница плит, что несет потенциальную опасность. И все это не просто любопытные знания. Это позволяет вести строительство городов, крупных зданий и т. д. с учетом такой важной информации. И не только применять специальные технологии, но и постоянно быть начеку, быть готовыми справляться со стихией. А это не всегда бывает просто, ведь защита населения от последствий землетрясения должна быть комплексной. В конечном итоге многое зависит и от масштаба бедствия.

Последствия

Если брать в расчет только сильные и крупные землетрясения, на их примере ущерб очевиден. Сдвиг участков земной коры в разных направлениях провоцирует повреждение и разрушение зданий, дорог и других объектов. Это может стать причиной ранений и гибели людей. Именно поэтому в первую очередь сразу после бедствия все силы спасателей направлены на такое мероприятие, как защита населения от последствий землетрясения.

Основными поражающими факторами для этого типа являются сейсмические волны различных видов:

  • Гипоцентральные продольные. Распространяются от очага во всех направлениях с поочередным образованием зон сжатия и растяжения. Смещение грунта происходит вдоль направления волн. Скорость около 8 км/с.
  • Гипоцентральные поперечные. Также распространяются во всех направлениях со скоростью 5 км/с и образованием зон сдвига. Грунт смещается перпендикулярно направлению.
  • Волны Релея и Лява. Распространяются от эпицентра в верхнем слое земной коры. Происходит смещение в вертикальном и горизонтальном направлении перпендикулярно волнам. Скорость составляет от 0,5 до 2 км/с.

Кроме того, последствия землетрясений для человека зависят от местности, в которой они происходят. Им могут сопутствовать лавины, сели, наводнения и т. д., в зависимости от того, какие природные и рукотворные объекты пострадали от повреждений. Наконец, на число жертв также оказывают влияние действия населения при землетрясении. Если люди знают, как правильно себя вести, они не только выживут сами, но и помогут остальным.

Качественные характеристики

Естественно, магнитуда и интенсивность воздействия также имеют значение. Для их оценки используются соответственно и несколько балльных систем, применяемых в разных странах. В России действует включающая 12 уровней:

  • 1 балл. Регистрируется только с помощью специальных приборов.
  • 2 балла. Может ощущаться чуткими животными и людьми на последних этажах
  • 3 балла. Чувствуется внутри некоторых зданий. Вибрация сравнима с поездкой в грузовике.
  • 4 балла. Ощущается многими людьми, может наблюдаться колебание дверей и окон.
  • 5 баллов. Мелкие повреждения: покачивание висящих предметов, осыпание побелки, дребезжание стекол.
  • 6 баллов. Могут наблюдаться небольшие трещины в штукатурке, кирпичной кладке.
  • 7 баллов. Характеризуется сильным повреждением зданий, появлением трещин в сырых грунтах.
  • 8 баллов. Серьезные повреждения зданий, разрушение их элементов.
  • 9 баллов. Обвалы в некоторых зданиях и оползни.
  • 10 баллов. Разрушение многих зданий. Трещины в грунте до 1 метра шириной.
  • 11 баллов. Полное разрушение всех построек, многочисленные разломы в грунте.
  • 12 баллов. Катастрофические разрушения и изменения в литосфере. Отклонения в течении рек.

Очевидно, что при интенсивности примерно в 4-5 баллов и ниже защита населения от последствий землетрясений не требуется, поскольку они минимальны. Тем не менее все равно стоит знать, как действовать при бедствиях подобного рода.

Что делать?

Теперь, когда причины и последствия землетрясений стали ясны, стоит поговорить о том, как себя вести, если земля в буквальном смысле уходит из-под ног.

Прежде всего нужно постараться взять себя в руки и успокоиться - действовать надо разумно и трезво, не поддаваясь панике. Если бедствие застало на улице, нужно найти место подальше от зданий и Если толчки начались во время пребывания в каком-либо помещении, действия населения при землетрясении зависят от того, что это за строение. Из 2-3-этажного дома лучше максимально быстро выйти, в ином случае, если время позволяет, нужно открыть дверь, которую потом может заклинить, а затем найти укрытие. Хорошо подойдет место рядом с капитальной стеной подальше от окон, нередко прекрасным вариантом станет стол, под который можно спрятаться, или ванна. Главное - держаться подальше от незакрепленных тяжелых предметов, окон и т. д. Разумеется, если речь идет о транспорте, при возникновении толчков его нужно незамедлительно покинуть.

Последующие действия

Прежде всего защита населения от последствий землетрясения состоит в его экстренной эвакуации и начале работ по спасению тех, кто может находиться под завалами. Необходимо помнить о том, что подземные толчки могут повторяться, усугубляя разрушения или вызывая новые.

России, как и любой другой спасательной службы, при подобном бедствии - защищать людей. Спасатели оказывают первую помощь, руководят эвакуацией, расчищают завалы. Это касается не только землетрясений, но и любых других чрезвычайных ситуаций.

Превентивные действия

Немалую роль играют меры, которые предпринимаются еще до землетрясения. Сюда входит не только финансирование правительством исследований и работы сейсмологов, но и строительство по специальным технологиям зданий, дамб, защитных сооружений.

Людям, проживающим в опасной зоне, крайне рекомендуется иметь дома запас продуктов, воды и медикаментов, заранее изучить жилище на предмет наиболее подходящего для укрытия места, а также организовать возможность в любых условиях, в том числе и при отсутствии электричества, получать информацию, например через радиоприемник на батарейках. Также стоит проследить, чтобы вся мебель, особенно тяжелая, находилась в устойчивом состоянии. Следует помнить, что защита населения от последствий землетрясения в первую очередь зависит от самих людей и их готовности быстро и правильно действовать. Так что не лишним будет время от времени проводить обучающие мероприятия и тренировки.

Крупные землетрясения последних лет

В XXI веке насчитывается 7 разрушительных бедствий, связанных с движением тектонических плит. Все они были достаточно мощными и интенсивными, имели значительную магнитуду и стали причиной многих тысяч пострадавших и жертв:

  • 26.12.2003, Иран. Магнитуда - 6,3. Число погибших оценивается в 50-60 тысяч человек.
  • 26.12.2004, Индийский океан. Магнитуда - 9,3. Около 200-250 тысяч жертв.
  • 12.05.2008, Китай, провинция Сычуань. Магнитуда - 8,0. До 70 тысяч погибших.
  • 12.01.2010, Гаити. Магнитуда - 7,0. Погибло около 220 тысяч человек, пострадало еще 300 тысяч, свыше 1 миллиона лишились жилья и имущества.
  • 27.02.2010, Чили. Магнитуда - 8,8. Сопровождалось цунами. Менее 1000 погибло, около 1,5 миллионов домов повреждено.
  • 11.03.2011, Япония. Магнитуда - 9,0. Погибло менее 15 тысяч человек, еще примерно столько же пропало без вести. Землетрясение сопровождалось серьезными разрушениями, цунами.
  • 25-26.04.2015, Непал. Магнитуда - 4,2-7,8. Серия землетрясений, в результате которых погибло около 5 тысяч, еще 7 раненых.

Не всегда число жертв напрямую зависит от масштаба бедствия. Зачастую разумные действия населения во время землетрясения позволяют спасти много жизней. Именно поэтому информирование людей о том, как необходимо вести себя в чрезвычайных ситуациях, должно быть постоянным и полным. В основные задачи МЧС России также входит этот пункт, но землетрясения на территории РФ довольно редки. Возможно, пренебрежение данной обязанностью может однажды стоить больших жертв.

Все необходимые мероприятия осуществляются в следующих режимах:

1. повседневной деятельности;

2. повышенной готовности;

3. чрезвычайной ситуации.

I. Мероприятия проводимые в режиме повседневной деятельности.

Они включают следующие виды деятельности:

1. правовые мероприятия;

2. организационные;

3. инженерно-технические.

1. Правовые мероприятия предусмотрены в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 63 – ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Закон дает определение ряда основных понятий. В нем определяются такие важные понятия, как предупреждения ЧС и ликвидация их последствий.

2. Организационные мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений. Среди них важнейшим является планирование защиты и ликвидации возможных последствий ЧС. Основой является сейсмическое районирование, проводимое с целью выделения областей и районов, где могут произойти землетрясения. Районирование осуществляется на базе анализа сейсмических, геологических и географических данных и многолетних сейсмических наблюдений.

В дальнейшем на картах выделяются области, которым угрожают землетрясения интенсивностью VII и более баллов. В таких районах в отношении особо опасных объектов предусматривается проведение специальных инженерно-технических мероприятий. Организация постоянного контроля за сейсмической обстановкой заключается в поведении сейсмического мониторинга и прогнозировании возможных землетрясений. Прогнозирование землетрясений – важнейшее мероприятие в системе контроля сейсмической обстановки, позволяющее своевременно принять меры к защите населения и территорий, резко снизить затраты на ликвидацию последствий землетрясений.

3. Инженерно-технические мероприятия

К таковым относятся: строительство сейсмоустойчивых зданий и сооружений и ограничение строительства потенциально опасных объектов, где возможны землетрясения интенсивностью VII – IX баллов (проведение контроля за строительством).

Рациональное размещение и рассосредоточение объектов при строительстве городов и населенных пунктов.

Развитие специальной инфраструктуры сейсмоопасной территории. Строительство пожарных водоемов в населенных пунктах; прокладка широких автомагистралей; строительство мостов повышенной прочности.

Проведение инженерной паспортизации отдельных потенциально опасных объектов, населенных пунктов и городов.

II. Мероприятия, провидимые в режиме повышенной готовности к землетрясению.

Режим вводится на территории сразу после получения непосредственного прогноза землетрясения:

Население оповещается через СМИ;

При необходимости производится эвакуация или как вести себя при толчках;



Приводятся в готовность спасательные формирования;

Опасные производства переводятся на аварийные режимы или останавливаются.

III. Мероприятия, проводимые в чрезвычайном режиме.

С началом землетрясения, комиссия по ЧС вводит режим чрезвычайной ситуации.

После прекращения сильных толчков собираются данные об обстановке в районе поражения, докладываются председателю КЧС. Который принимает решение, а органы управления незамедлительно доводят его до привлекаемых сил.

В целях организации и проведения спасательных работ зона разрушений разделяется на районы, а районы на участки работ. Назначаются руководители работ.

Обязательно и незамедлительно передается информация в вышестоящую организацию с данными по землетрясению. При необходимости ограничивается доступ людей, в зоны ЧС, привлекаются резервы материальных ресурсов, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования и добровольцы из числа населения. Спасательные работы начинаются немедленно, всеми сохранившимися силами.

Как уцелеть при землетрясении в городе:

1. Не паниковать, действовать спокойно и осмотрительно.

2. При получении сигнала о землетрясении или при первых толчках быстро удалиться от зданий.

3. На улице отойти от стен, столбов, линий электропередач.

4. В здании встать в проемы дверей и углы капитальных стен.

5. Остерегаться стекол.

6. Безопасное место на полу ванной комнаты.

7. Не пользоваться лифтом, спускаться по пожарной лестнице или водосточной трубе.

8. После прекращения толчков, покинуть здание, выключить свет, газ и воду. Не входить в здание, возможны повторные толчки (афтершоки).

Урок 5

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Составитель: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть основные меры по защите населения от последствий землетрясений.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Что такое землетрясение и каковы причины его возникновения?

    Как измеряется интенсивность землетрясения?

    Что такое магнитуда землетрясения и что она характеризует?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Защита населения от последствий землетрясений является одной из задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС включает в себя комплекс мероприятий, проводимых органами государственной власти и органами местного самоуправления всех уровней.

В зависимости от ситуации могут быть приняты следующие меры: прогноз землетрясений; определение наиболее сейсмоопасных районов; разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений от воздействия сейсмических волн; оповещение населения; обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах; организация аварийно-спасательных работ.

Существует определённая система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений. Такая система составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций». Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем.

Прогноз землетрясений

Предсказать землетрясение – это значит определить с большой точностью его место (очаг), время возникновения и магнитуду (энергию, выделенную в результате разрыва).

Однако предсказать место и время землетрясения с абсолютной точностью очень сложно. Определить, где в земной коре произойдёт разлом и какая при этом выделится энергия, - задача со многими неизвестными. Изменения в земной коре и накопление напряжений, связанных с её деформацией, происходят медленно, в течение сотен лет. Для прогнозирования сильных землетрясений используют знания об определённых закономерностях, происходящих в земной коре. Установлено, что прочность пород, слагающих земную кору, неодинакова. Поэтому большому разрыву земной коры, а следовательно, и большому землетрясению всегда предшествует серия малых разрывов и небольших землетрясений.

Ведя непрерывные наблюдения за местом и временем возникновения малых землетрясений, с определённой точностью можно предсказать большое землетрясение. С этой целью на территории России развёрнута сеть сейсмических станций. Наибольшее количество этих станций действует в районах Северного Кавказа, в Курило-Камчатской, Алтае-Саянской и Байкальской зонах.

По результатам анализа частоты и силы проявления землетрясений составляют специальные карты сейсмически опасных районов – карты сейсмического районирования, на которых выделяют области максимальной интенсивности землетрясений и фиксируют главные зоны возможного возникновения землетрясений.

Особое внимание уделяется прогнозированию землетрясений интенсивностью 7 баллов и более для того, чтобы заблаговременно принять меры по снижению их последствий.

Прогноз времени возникновения сильного землетрясения может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

При составлении долгосрочного прогноза учитывают цикличность сейсмических явлений. Установлено, что сильные землетрясения повторяются в одном и том же районе с некоторой регулярностью. Например, на Камчатке 9-балльные землетрясении с магнитудой 7,5-8 единиц случаются в среднем каждые 150-200 лет. Зная эту периодичность, можно ожидать здесь в определённый период времени возникновения сильного землетрясения.

Для более точного прогнозирования времени и места возникновения землетрясения осуществляется среднесрочный прогноз. Среднесрочный прогноз основан на выявлении изменений свойств горных пород в области возможного землетрясения. Анализ статистики показывает, что при возникновении в земной коре ситуации, близкой к образованию крупного разрыва, появляются отклонения в магнитном и гравитационном полях Земли, изменяется состав подземных вод. Обычно такие предвестники появляются за несколько лет или месяцев до опасного сейсмического толчка.

Однако среднесрочный прогноз не даёт возможности точно определить время землетрясения для принятия оперативных мер по защите населения. Для этого существует краткосрочный прогноз. Для получения надёжного краткосрочного прогноза трёх параметров землетрясения (места, времени и магнитуды) необходимо учитывать результаты долгосрочного и среднесрочного прогнозов.

Учёными России разработан ряд методик, обеспечивающих выявление предвестников землетрясения и составление с определённой точностью прогноза землетрясений, их последствий и порядка реагирования на данное стихийное бедствие.

Необходимо также отметить, что достаточно точным средством краткосрочного прогноза землетрясения может служить поведение домашних животных при приближении землетрясения. В книге Яцека Палкевича «Выжить в городе» приведены примеры поведения животных перед землетрясением. Собаки начинают проявлять беспокойство в период от 2 ч до 2 дней до начала землетрясения; куры – от 1 до 3 дней; свиньи, лошади, быки, овцы – от нескольких часов до 1 дня.

Поэтому при известном среднесрочном прогнозе о возможности возникновения землетрясения в определённом районе наблюдение за поведением животных позволит вовремя узнать о его приближении.

С учётом прогнозов возможных районов землетрясений определяют требования к строительству зданий и сооружений и рациональному размещению объектов в сейсмически опасных районах, исключая расположения в них особо опасных производств, промышленного и гражданского строительства.

В некоторых случаях органы РСЧС организуют специальные работы по повышению сейсмостойкости зданий. Для этого усиливают перекрытия домов деревянными или стальными балками, укрепляют стены по углам, проверяют системы водоснабжения, электроэнергии, отопления и газоснабжения.

Оповещение населения

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения землетрясения является его оповещение. Эту задачу решает система оповещения РСЧС, которая обеспечивает своевременное доведение до органов управления, сил РСЧС и населения сигналов и информации об опасности возникновения землетрясения и проведении защитных мероприятий. Для этого подаётся сигнал «Внимание всем!» (звучание сирен) и речевая информация, передаваемая по радио и телевидению.

Обучение населения

Особое внимание в организации защиты населения от последствий землетрясений уделяется обучению населения правилам поведения при угрозе возникновения землетрясения, во время землетрясения и после него. Все эти вопросы изучаются в школьном курсе ОБЖ.

Организация аварийно-спасательных работ

Для оказания помощи людям, попавшим в беду, локализации и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возникла необходимость в создании специальных аварийно-спасательных служб и формирований.

Основы создания и деятельности таких служб и формирований на территории России были определены Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (1995). В законе было определено, что аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные службы выполняют работы, связанные с непосредственным спасением людей или устранением возможной угрозы для их жизни. Наиболее распространёнными видами таких работ являются: извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений; тушение пожаров и эвакуация пострадавших из очагов поражения.

Организацию аварийно-спасательных работ после землетрясения можно рассмотреть на примере их проведения в Нефтегорске на острове Сахалин в мае-июне 1995 г. Работы условно проводились в три этапа. Первый этап – когда за спасение взялись спасатели из местных жителей, которые быстрее всех оказались на месте чрезвычайной ситуации. Второй этап – когда к спасению людей присоединялись прибывшие силы МЧС и других министерств и ведомств. Третий этап – это передача управления аварийно-спасательными работами от МЧС России местной администрации.

В результате аварийно-спасательных работ в Нефтегорске из-под завалов было извлечено 2247 человек, из них живых 406.

Анализ опыта организации и проведения аварийно-спасательных работ в Нефтегорске позволил сделать вывод о том, что особую значимость в условиях разрушительного землетрясения приобретают первый и второй этапы работ, так как в это время возможно спасение людей, оставшихся в живых. Третий этап, более продолжительный и плановый, так же как и второй, характеризовался сложной организационной работой. Но её направления стали другими: профилактика и жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

    Какие мероприятия включает в себя организация защиты населения от последствий землетрясений?

    Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов землетрясений?

    Какие существуют прогнозы для определения времени возможного землетрясения?

    Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения?

    Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Защита населения от последствий землетрясений включает прогноз землетрясений, оповещение населения, обучение населения, организацию аварийно-спасательных работ.

    Окончание урока.

    Домашнее задание. В дневник безопасности запишите основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий землетрясений. Составьте план безопасного поведения перед землетрясением и во время него.

    Выставление и комментирование оценок.

Защитные мероприятий отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Такие планы разрабатываются на территориальном уровне, т.е. в субъекте РФ, на местном уровне (в городах и районах) и в организациях.

Утверждаются планы руководителями администраций соответствующего уровня и после утверждения становятся документам, обязательными для исполнения.

Данные краткосрочного прогноза являются основой для принятия экстренных мер: оповещения и эвакуации населения, частичной или полной.

Оповещение в условиях землетрясения является важнейшим фактором снижения людских потерь.

Существующее законодательство в области защиты от ЧС (ФЗ №68) статьей №11 "О полномочиях органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ" возлагает на ОИВ и ОМСУ обеспечение своевременного оповещения и информирование населения об угрозе или о возникновении ЧС (в т.ч. и землетрясений).

Как известно такое оповещение населения нашей области осуществляется по системе централизованного оповещения П-160 расположенной на пункте управления ГУ ГОЧС области. В 2005- 2007 году планируется перевести систему оповещения на аппаратуру нового поколения П-166. (из служебной записки о ходе выполнения решений совместного с Министром МЧС совещания по вопросу "О мерах по обеспечению безопасности населения и территорий КО в условиях повышенной сейсмической активности").

В РФ принят единый порядок оповещения населения об опасностях, который предусматривает:

Передачу звукового сигнала "Внимание всем!" по радиотелевизионным каналам и последующую передачу речевой информации об угрозе землетрясения.

Речевая информация содержит сведения об опасности и рекомендации по действиям населения.

В условиях случившего землетрясения речевая информация может содержать сведения о силе, времени, эпицентре землетрясения и рекомендации по действиям населения.

В целях защиты населения ГОСТ Р22.3.03-94 предусматривает проведение ряда мероприятий как на стадии угрозы опасности так и в условиях непосредственной опасности. Наиболее эффективным способом, в случае землетрясения является эвакуация населения (если имеется достоверный прогноз).

В условиях же случившегося землетрясения эвакуация имеет ряд особенностей. (Руководство по эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера. ВНИИ ГОЧС Москва. 1996г.).

Из пострадавших, в результате землетрясения, районов в случае нарушения основных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения.

В этом случае эвакуация может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается главой администрации субъекта РФ или ОМСУ. Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприятий при выходе из строя стационарных элементов территориальных систем оповещения, технических средств осуществляется при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также изготовленных заранее указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

В случае землетрясения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием сборных эвакопунктов в пострадавших районах. В качестве СЭП и мест временного размещения населения используются городские площади, стадионы и другие безопасные места.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки. Потерявшее кров население может быть временно размещено в палатках, вагонах- домиках, сборных домиках, ж/д вагонах. Решение на реэвакуацию населения в места постоянного проживания принимают руководители ОИВ субъектов РФ и ОМСУ после того как минует угроза новых сильных толчков и тщательного анализа обстановки на ПОО и в системах жизнеобеспечения города.

Ликвидация последствий землетрясений - это, согласно Федеральному закону №68 "О защите населения…" аварийно- спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Поскольку характер событий при землетрясениях таков, что в условиях непосредственной угрозы для жизни и здоровья оказываются сразу значительные массы людей, проведение АСДНР имеет особое значение.

Решающим для успеха таких работ становится фактор времени. На примере Спитакского землетрясения (1988г.): из всех извлеченных в первые сутки живые составляли 31,5%, а во вторые- только 17,8%.

Для организации спасательных работ практический интерес представляет структура потерь. Процент пострадавших колеблется в широком диапазоне - от 2,5 до 63,4%, при этом санитарные потери больше безвозвратных (соотношение 3: 1).

При массовых санитарных потерях 20% пострадавших нуждается в I-й врачебной помощи, состояние 20% отмечается как крайне тяжелое, 20% нуждаются в противошоковой терапии, а 40% в амбулаторном лечении.

Характерной особенностью последствий землетрясений является образование завалов, т.е. хаотического нагромождения строительных материалов и конструкций, обломков технологического оборудования, санитарно- технических устройств, мебели, домашней утвари, камней, под которыми могут находиться пострадавшие, требующие немедленной помощи.

Статистика свидетельствует о том, что в течение 3-х часов после начала землетрясения удается спасти 90% пострадавших, через 6 часов это число сокращается до 50%, а по истечении нескольких дней оказывать помощь уже практически некому

Поэтому все силы, участвующие в ликвидации последствий землетрясений должны быть направлены на оперативное проведение поисково-спасательных работ и оказание I медицинской помощи пострадавшим. При неоказании такой помощи число погибших растет очень быстро.

Не менее важное, а порой решающее значение в условиях землетрясения имеют мероприятия медицинской защиты, которые проводятся на всех этапах АСДНР и включают в себя оказание первой медицинской, первой врачебной и специализированной помощи пострадавшим, а также противоэпидемические мероприятия.

Последние, в условиях разрушенных систем жизнеобеспечения населения, приобретают особое значение.

Финансирование мероприятий защиты населения от последствий землетрясений осуществляется в соответствии с Федеральным Законом №68

"О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Законом установлен порядок финансирования целевых программ. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС (в том числе и землетрясений) проводится в соответствии с законодательством за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности этих средств могут выделяться средства резервного фонда Правительства РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Обучение населения действиям при землетрясении организуется и проводится в соответствии с требованиями Федерального Закона "О защите населения и территорий от ЧС" №68-ФЗ и Постановления Правительства от 4.09.2003г. №547 "О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера". В полномочия ОИВ и ОМСУ входит подготовка населения в области защиты. Такая подготовка осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства в рамках существующих программ подготовки различных категорий населения, утвержденных министром МЧС.

Знание и умелое применение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ комплекса мероприятий по защите населения позволит снизить тяжесть последствий в условиях возможных на территории области землетрясений.

землетрясение магнитуда защита население