Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей? » Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи: « Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства? » Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого! » А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
«Прилагательное во множественном числе» - Проверь! Алгоритм правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. Посмотри, какое окончание имеет падежный вопрос прилагательного. Определи, к какому существительному относится прилагательное. Задай вопрос от существительного к прилагательному. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
«Имена прилагательные» - Над глубокими, свежими снегами – огромное и удивительно нежное небо. (И.А. Бунин.). Огромное – огромнейшее – самое огромное Нежное – нежнейшее – самое нежное. Образуйте простую и составную превосходную степень от прилагательных: Ясное-ясное, тихое-тихое Летнее утро мерещится мне. (Д. Кедрин.). То чудится тебе... А.С. Пушкин «Няне».
«Разряды прилагательных» - Чьи? и образуются от существительных суффиксами -ин- (мамин), -ов- (отцов), -ий- (лисий). И, пухом легчайшим На солнце бл…стая, Пустила гулять По лесам горностая. Перепишите, определяя разряд прилагательных. М. Дудин. Медвежья. Образуй притяжательное прилагательное. Листва лежит ковром б…гряным. Найдите притяжательное прилагательное.
«Прилагательные-антонимы» - Погода была ужасная, Принцесса была прекрасная. Антонимы. Антонимы - прилагательные в высказываниях писателей. Создаем словесный портрет. В нашем доме живет мальчик. Антонимы – слова одной части речи!!! Антитеза - прием противопоставления образов, картин. Цели. Антонимы - прилагательные в названиях книг.
«Прилагательное как часть речи» - А.С.Пушкин. Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300. Золотое решето Черных домиков полно. И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Был сегодня я в лесу, Встретил рыжую лису. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком. И Сундуков. Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд.
«Прилагательные русского языка» - Чьё? Зелень Прекрасный Замечательно Красота. Волчье, лисий, папино переход к практике. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения? Качественные Относительные Притяжательные. А) притяжательные Б) качественные В) качественные, относительные, притяжательные. Карта путешествия выбери любой пункт назначения.
Всего в теме 65 презентаций
В некотором лингвистическом царстве, в некотором лексическом государстве жили-были король и королева. Его Величество король по имени Глагол был очень решительным. За его действиями порой не всегда успевали его верные, постоянные министры Спряжение и Вид. Красавица королева (а звали ее Имя Существительное) требовала от своих фрейлин Склонение и Число и пажей Род и Падеж каждый день переписывать все предметы в царстве, деля их на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Как-то раз в гости к королеве приехала ее крестная – волшебница Местоимение. Ей, побывавшей во многих странах, сразу бросился в глаза скучный, однотонный цвет всего, что было в царстве Глагола и Имени Существительного. Все предметы вокруг были только серого цвета: серые стены, серая мебель, на серой земле росли серые растения, в сером небе резвились серые птицы. Все роскошные королевские наряды были тоже серыми! Крестная решила во чтобы то ни стало изменить жизнь в царстве.
Местоимение подарила королеве чудо-семя и наказала в тот же день посадить его в горшочек. Имя Существительное не могла ослушаться свою любимую крестную! Она позвала фрейлин и пажей и велела им посадить чудесное семя, поливать и оберегать его.
Чудеса начали происходить незамедлительно. Из семени тут же проклюнулся росток, который рос не по дням, не по часам, а по минутам! Росток был ярко зеленый. То и дело на нем появлялись и, на глазах у удивленных королевы, ее фрейлин и пажей, распускались фантастические листья. Затем один за другим стали проклевываться бутоны, которые превращались в цветы несказанной красоты. На этом чудеса не закончились!
Цветы стали превращаться в сказочных Эльфов. По мере роста волшебного растения весь дворец наполнился сотнями, тысячами радужных крылатых существ. Каждый из них был неповторим в своей красоте! Эльфы садились на пышное серое платье королевы, и оно стало сказочно красивым, переливающимся всеми цветами радуги. Имя Существительное не могла сдержать восторга от происходящего!
Эльфы обратились к королеве с просьбой разрешить служить ей вечно, быть ПРИ ней и днем, и ночью, стать ее слугами. Имя Существительное согласилась, но попросила выполнить одно ее условие – Эльфы должны быть во всем похожи на ее верных подданных: Склонение, Число, Род и Падеж. Эльфы с удовольствием исполнили просьбу королевы!
А за их верность и преданность, стремление во всем подражать подданным ее Величества, королева дала им ласковое имя «Прилагательные», что значит находящиеся при Имени Существительном, во всем полагающиеся на Склонение, Число, Род и Падеж, яркие, трогательные…
Так и живут до сих пор Прилагательные в царстве Имени Существительного. А царство стало ярким, процветающим…
План занятия:
- Составление кластера “Имя прилагательное”.(7минут).
- Выступление групп. (5минут).
- Формирование умений и навыков:
А) Объяснительный диктант.(10минут). Б) Выборочный диктант.(10минут). В) Морфологический разбор прилагательного(5минут). Г) Работа со стихотворением(7минут). Д) Графический диктант(7минут). Е) Контроль знаний(15 минут). - Домашнее задание.
Аннотация: урок – театрализованное представление. Действующие лица: автор (учитель), царь, царевна, гонцы, Иван – царевич, помощники Ивана (учащиеся класса). Царь, царевна, царевич выбраны заранее с целью экономии времени. Помощники царевича также заранее разделены на 6 групп.
Цель: систематизация знаний о прилагательном, формирование умения находить и правильно писать орфограммы в прилагательном.
Оборудование, наглядность: карточка со словом прилагательное для составления кластера, напечатанный отрывок из стихотворения для стилистического анализа, ключ для проверки графического диктанта и тексты для контроля знаний.
Ход урока
– Как-то во времена стародавние в некотором царстве, далёком государстве Частей речи жила-была царевна по имени Прилагательное. Всем она была хороша: и пригожа, и умна. И вот однажды пришло время ей о замужестве подумать. Царь – отец послал гонцов во все концы своего государства.
– Повелеваю вам, гонцы, разнести весть о том, что отдам свою дочь за того, кто пройдет ряд испытаний и покажет лучшие знания о моей дочери – царевне Прилагательное.
– Съехались в царство царевичи из разных государств. Увидела царевна, что женихов видимо-невидимо и решила испытать их.
– Кто отгадает загадку, тот и будет сражаться дальше:
Слова – художники, которые делают нашу речь яркой и красочной? (прилагательные).
– Долго думали, гадали царевичи, разные предлагали ответы, но верный ответ был лишь у Ивана-царевича.
– Мой ответ тебе, царевна, это прилагательные.
– Молодец, Иван-царевич, но это лишь начало твоих испытаний. Вот тебе следующее испытание (подает ему свиток с заданиями).
– Посмотрел Иван на задания и понял, что без помощников ему не обойтись. Поклонился он людям русским и сказал.
– Помогите, люди добрые, мне без вас не справиться (класс заранее был разделен на 6 групп, каждая группа получает ключевое слово, связанное с прилагательным для составления кластера с целью повторить теоретические сведения о прилагательном. Свои ответы группа записывает на листе бумаги формата А4).
1группа: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Перечислите морфологические признаки прилагательного, укажите синтаксическую роль прилагательного.
группа: Назовите известные вам разряды имен прилагательных по значению. группы: Словообразование имен прилагательных. группа: Расскажите о правописание сложных прилагательных. группа: Расскажите о написании –Н– и –НН– в суффиксах отыменных прилагательных. группа: Расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными.– Выполнили мы, царевна, твое задание, послушай наш ответ (выступление групп, один из представителей группы дает полный ответ на вопрос, а Иван-царевич фиксирует записанные ответы на доске).
– Довольна ли ты, царевна?
– Все правильно сделал, Иван-царевич, вижу, что ты и твои помощники все знаете, но это ещё не всё. Покажи-ка ты мне со своими помощниками и свои умения в написании разных орфограмм. Начнём мы с объяснительного диктанта. Пусть твои помощники покажут мне свои знания в написании –Н– и –НН– в отыменных прилагательных. Царевна читает словосочетания, а один из помощников поочередно выходит к доске, записывает и объясняет написание указанной орфограммы: оловянный солдатик, орлиный взгляд
– Хочу я проверить верность твоих помощников. Кто из них ответит мне вот на какой вопрос: как вы понимаете значение словосочетания орлиный взгляд ? С какой целью можно использовать данное словосочетание в речи? Туманное утро, мужественный поступок, лошадиный топот, клюквенный морс, серебряное блюдце.
– Хорошо потрудились. Итак, Иван-царевич, назови мне суффиксы отыменных прилагательных, в которых пишется одна буква Н и суффиксы, в которых пишется две буквы НН?(Иван– царевич отвечает правило написания ).
– Молодец, Иван-царевич, вижу, что и с этим ты справился. А вот тебе мое задание: произведи морфемный и словообразовательный разбор прилагательного деревянный.( царевич у доски выполняет данное задание).
– Добрый из тебя молодец получиться, да что-то твои помощники приуныли, заскучали, пусть и они потешат царя-батюшку. Вот и им задание, напишем мы с ними выборочный диктант (написание сложных прилагательных: учащиеся делят тетрадь на два столбца: 1 столбик – слитное написание, 2 столбик – дефисное написание; двое из учащихся выполняют данное задание у доски ).
Машинно-тракторный завод, юго-восточный ветер, кисломолочный продукт, бледно-розовый цветок, судостроительная техника, скороспелый картофель, русско-английский словарь, древнерусский город, добрый-предобрый старик, близлежащий лес.
Затем царь проверяет написанное, объясняет написание в словах, которые вызвали затруднения и просит кого – нибудь из помощников Ивана-царевича ещё раз обобщить теоретические сведения о написании сложных прилагательных.
– Много мы твоих заданий выполнили, царевна, есть у нас и для тебя испытание. Хочет народ честной и твои знания и умения посмотреть. Не прогневайся, выполни нашу просьбу: произведи морфологический разбор прилагательного древнерусский (город).
– Где мои гонцы верные, пора и им свои умения народу показать. А ну-ка прочитайте мне и люду честному, да не просто, а выразительно прочитайте отрывок из стихотворения (лист с напечатанным стихотворением висит на доске, гонцы читают отрывок из стихотворения):
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
– А теперь, гонец, и ты сослужи службу царю-батюшке, укажи грамматическую основу данного предложения и скажи, какой частью речи выражено в нем сказуемое. А ты, народ, будь внимательным и помоги, если что не так.
– Что же ты, второй гонец мой верный, приуныл? Есть у меня и для тебя небольшое задание. Напиши-ка мне вместе с народом моим графический диктант. (Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным. Гонец выполняет это задание на доске. После выполнения данного вида работы ответы учащихся проверяются при помощи ключа, заготовленного заранее ).
Невесёлый взгляд; вовсе не смешной; не маленький, а большой; неряшливый вид; отнюдь не близкий путь; невзрачный; неизвестный; небрежный; неинтересный.
Раздельно
– Справились вы и с этим заданием. Дочь моя милая, дочь моя любимая, подведи итоги работы, скажи нам ещё раз, когда НЕ с прилагательным пишется раздельно, а когда слитно?
– Вот и подошли к концу испытания наших героев, подходит к концу и сказка, но чтобы удостовериться в том, что все её участники запомнили о далёком государстве Частей речи и о его царевне Прилагательное позвольте и мне на правах Автора дать вам последнее задание. (Всем учащимся класса даны тексты разного уровня. Более сильные дети работают с текстом по устранению в нем допущенных ошибок. Слабые учащиеся работают с текстом, в котором вставляют недостающие буквы и раскрывают скобки ).
1. Исправьте допущенные ошибки:
- Сильные восточные и юговосточные ветры хорошо знакомы жителям южных областей.
- Лиственые деревья образуют не пролазную многоярусную чащу.
- Около аппарата плавали очень славные больше-глазые рыбки.
- На столе стояла очень дорогая серебрянная посуда.
- Солотча – не глубокая извилистая река.
- В нашем озере водится некрупная, а мелкая рыба.
- Яркофиолетовые цветы бросались в глаза.
- На прилавке стояли свежие кисло-молочные продукты.
- Мне купили нового оловяного солдатика.
- На улице безветреная погода.
2. Вставьте недостающие буквы, раскройте скобки:
- Далёкие и (не)понятные звёзды тихо застыли в (не)объятной выси.
- Мальчик никогда (не)видел настоящих бело(крылых) парусников.
- Долго ещё был слышен журавли…ый крик.
- Бледно(жёлтая) луна еле видна.
- Путь до его дома оказался отнюдь (не)близким.
- Сегодня ветре…ый день.
- На уроке вам понадобится русско(немецкий) словарь.
- Маши…ый завод находится недалеко от моего дома.
- Дни и ночи рыскал (не)сильный, но (не)отвязный ветер.
- В нашем саду расцвели бледно(розовые) незабудки.
– Спасибо всем за активное участие. Домашнее задание для вас повторить ранее изученный материал о глаголе.
Имя прилагательное
Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
Я у самого Юлия Цезаря в почёте был!
«Пришёл, увидел, победил!» Заметьте: три глагола, три сказуемых, и никаких гвозд… то бишь существительных!Хотелось бы видеть, с чем пришёл и как победил? Что бы делали вы, уважаемый Глагол, без меня – силы, щитов и шлемов! - спокойно возразило Существительное. – Вдумайтесь в моё имя:
Сущность – мать моя, Суть – бабушка!Долго они спорили, но тут вышло Прилагательное с подносом в руках:
Хватит спорить! Я вам вкусненького принесло.
Надо вам сказать, что у Существительного была слабость: маэстро любил вкусно покушать, а из всех блюд любил жареную колбасу.
Ваша любимая, языковая, из свиного языка,- доложило Имя прилагательное.
Я тебя не звал!- возмутился Глагол.
Я такая же часть речи, как и вы,- с достоинством ответило Прилагательное.- Но вам я не подчиняюсь. И во всём согласуюсь только с маэстро Существительным.
Да-да,- подтвердило Существительное.- Это мой верный друг и помощник. Почему вы обижаете моих друзей?
Не вижу необходимости в нём,- хмуро заметил Глагол.- Зачем, например, говорить языковая колбаса, свиной язык , если можно колбаса из языка, колбаса из свиньи…
Дело вкуса,- скромно заметило Прилагательное.
Вот-вот!- обрадовался Глагол.- Дело вкуса, а не вкусное дело . Обойдёмся без Прилагательного!
Да, но этот самый язык свиньи, как вы изволили выразиться,- вкусная вещь. Или, может быть, вещь вкуса ?- иронично заметило Прилагательное.
Ну и что?- спросил Глагол.
А то, что жареная – это прилагательное, которое произошло от вас, неблагодарный!
Подумаешь, тоже мне – часть речи!- презрительно фыркнул Глагол
У вас сегодня, дорогой Глагол, скверное-прескверное настроение,- с обидой сказало Прилагательное.
Я вам не дорогой!- продолжал ворчать Глагол.
Кстати, - заметило Существительное,- гостиная и столовая, где вы сейчас изволите пребывать,- тоже прилагательные, которые стали исполнять мои обязанности. Так что Прилагательное - не только мой верный помощник, но порою и заместитель.
Зато сказуемым оно наверняка не умеет быть,- не унимался Глагол.
Вы так думаете? – улыбнулось Прилагательное и бойко продекламировало: «Богат и славен Кочубей, его поля необозримы…» Заметьте, не дорогой Глагол: ни одного глагола!
Глагол, насупившись, замолчал, а Прилагательное продолжало:
Я делаю речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р.Рождественского:
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берез,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.
Давайте не будем ссориться. Мы все нужны и все важны.
Глагол помолчал, а потом вдруг сказал:
Красиво звучало! Мне понравилось.
И снова наступил мир в стране Частей речи. А Прилагательное, помня поддержку Существительное, во всём ему подчиняется и с удовольствием согласуется с ним.