Flowschool - Образовательный портал

На какой частоте можно услышать голоса призраков. Переговоры с мертвыми: миф или реальность? Электронные голоса затихают…

Еще на заре возникновения телевидения и радио, появления телефонной связи в мире кружило множество легенд и домыслов, которые были связаны с тем или иным способом их «нестандартного» использования. Например, стали частыми случаи, когда родственники только что погибшего человека слышали его голос в телефонной трубке, причем, буквально через несколько минут или часов после его смерти. Радиолюбители стали периодически ловить своими приемниками сигналы о помощи капитанов давно затонувших кораблей.

В начале шестидесятых годов прошлого столетия к списку удивительных явлений подключилось и телевидение. Речь шла о так называемом «белом шуме», представляющем собой помехи, возникающие при полном отсутствии телевизионного сигнала.

Некоторые исследователи считают, что именно через такие телевизионные помехи человечество может вступать в связь с потусторонним миром. Но что собой представляет этот белый шум и насколько обосновано утверждение, что за мельканием белых точек на телеэкране стоит нечто гораздо большее, чем обычное статическое электричество, разумеется, объяснить точно никому не удается.

Получается, что новые технологии настолько тесно взаимосвязаны с потусторонним миром, что они существуют, если можно так сказать, «в одном измерении»…

Существует версия, что все, что происходит вне диапазона понимания человека, происходит,как правило, на субматериальном уровне. Речь идет об энергии - энергетических потоках, которые охватывают астральный мир человека. Эзотерики говорят, что в некотором роде призраки и астральные духи являются сгустками энергии, которые люди без специальных приборов не в состоянии воспринимать.

Но другое дело - электрические приборы, которые при настройке их на модуляцию электромагнитных сигналов могут, по мнению некоторых исследователей, отлично справляться с приемом энергетических помех не только в нашем, но и в мире тонких материй. И если грань между энергией и материей будет настолько истончена, что астральные потоки смогут проникать в наш мир, то телевизоры способны их улавливать.

В январе 2005-го на английские экраны вышел документальный фильм «Белый шум». Он был посвящен мало изученному явлению, которое на научном языке было названо феноменом электронных голосов или EVP. Белый шум, а именно о нем идет речь, можно услышать по радио среди шипения. Он проявляется в виде голосов и звуков непонятной природы, иногда в виде сигналов неизвестного происхождения, проявляемых в виде странных призрачных лиц, появляющихся на экране телевизора.

Этим феномен уже давно заинтересовал ученых. Еще в 1920-м году в одном из выпусков журнала Scientific American о нем писал и изобретатель Томас Эдисон. Он считал, что если душа продолжает еще жить после смерти, то вполне естественно предполагать, что она захочет общаться с теми, кто ей дорог и кого она оставила на земле. По мнению Эдисона, вполне реально было создание инструмента, который смог бы записывать потусторонние послания. Более того, некоторые биографы изобретателя считали, что он попытался изобрести подобный прибор, однако точных свидетельств тому нет.

К созданию подобной техники для контактирования с миром духов высказывали интерес и Маркони, и Тесла. Впервые об этом феномене заговорили еще в тридцатых годах прошлого века. Именно тогда шведскими и норвежскими военными пилотами во время тренировочных полетов были услышаны по радио не идентифицированные голоса. Об этом писали и в прессе.

В 1930-м в Лондоне в Вигмор Холле несколько сотен зрителей стали невольными свидетелями странного явления. Представление должно было вот-вот начаться. На сцене уже был установлен микрофон, вокруг никого не было. Вдруг из установленных в разных концах зала громкоговорителей, подсоединенных с микрофону, послышались громкие голоса. Речь велась на разных языках. Никто, ни звукоинженеры, обслуживающие мероприятие, ни ученые, впоследствии изучающие этот случай, так и не смогли объяснить его.

В 1952-м в Милане два священника пытались установить в церкви громкоговоритель. Им хотелось, чтобы прихожане хорошо слышали мессы. Но неожиданно из громкоговорителя раздалось шипение, а затем послышался голос, который отчетливо произнес, что он всегда с ними и поможет им. Оба священника сразу же узнали голос, который принадлежал недавно скончавшемуся отцу одного из них.

Еще более удивительный случай произошел спустя несколько лет с продюсером документальных фильмов Фридрихом Юргенсоном. Записывая в лесу птичьи голоса, а затем прослушивая, он был поражен: на запись птичьего щебетания наложилась какая-то другая запись, на которой кто-то со знанием дела говорил о повадках пернатых. Юргенсон подумал, что это - запись радиопередачи, посвященной птицам. Но спустя несколько недель, прослушав ту же запись, он уже не услышал голоса орнитолога. Вместо этого Юргенсон узнал взволнованный голос своей покойной матери, которая что-то ему говорила.

Продюсер обратился за помощью к Константину Родиву, известному психологу и ученику Карла Юнга, который изучал это явление. Родив с помощью физиков и электронщиков смог создать приемник, основным элементом которого был чистый кристалл. Приемник назвали гониометром. С его помощью Родив записал несколько тысяч потусторонних голосов и даже выпустил книгу о своих исследованиях.

Экстрасенсы утверждают: окружающий мир заполнен голосами. Чаще всего они предупреждают о чем-то или угрожают. Иногда они предсказывают события и даже спасают жизнь. Чаще всего их можно услышать в старинных постройках, на захоронениях и т.д. – местах с концентрированной энергетикой, те, где происходили мощные всплески эмоций. Одним из таких мест являются больницы, в которых всегда происходит множество событий, сопровождаемых активными эмоциями: иногда положительными, но чаще – негативными.

В каждой профессии существуют свои легенды, тайны и суеверия. Эскулапы не любят распространяться об удивительных явлениях, не объяснимых с точки зрения науки. Но более всего сталкиваются с неизведанным реаниматологи. Они не раз видят привидения, слышат странные голоса.

У ученых есть одно правило: рассматривая явление, не замыкаться на одном-единственном объяснении, и какими бы нереальными не казались гипотезы, каждую из них они подвергают изучению.

Чем еще можно объяснить феномен белого шума, кроме как контактом с потусторонним миром. Выдвигалось много теорий о происхождении этого явления. Одним из первых предположений было то, что результатом помех в эфире является деятельность спецслужб. Якобы таким образом разведка передавала информацию. Но было проведено множество экспериментов, в ходе которых было исключено постороннее вмешательство.

Наиболее научная гипотеза гласила, что феномен EVP – это слышимые человеком звуки из космоса. Человек, который на восемьдесят процентов из воды, в принципе способен без помощи приборов воспринимать электромагнитные сигналы. Ведь, как известно, вода – прекрасный проводник излучений, но этим вряд ли возможно объяснить конкретные фразы посланий, которые зачастую адресованы конкретным людям.

С 1984-го года супруги Харш-Фишбах из Люксембурга стали слышать голоса, происходящие из разных источников. Духи связались с ними с помощью аппаратуры, которую назвали «Евросигнальным мостом». Однажды голос приказал отключить от антенны телевизор и переключить его на ненастроенный канал. Они так и сделали, установив видеокамеру. На экране стали мелькать образы. Когда запись просматривали на более медленной скорости, то на экране появился образ ранее скончавшегося родственника.

Сущность, представившаяся как «Техник», сообщила, что его задача - координировать исследования. Техник сообщал, когда придет сообщение, чтобы его записали. На одной из записей явно слышны его слова о том, что он – не энергия и не световое существо. Его роль - открыть мост общения.

Но списать все это на инопланетян не дает возможности одно обстоятельство: подавляющее большинство изображений на записях – это фотографии реально живущих когда-то на Земле людей.

Исследователи установили, что чем изучается белый шум, тем больше интереса к людям проявляют «активные души». Ведь это те души, которым обязательно нужно о чем-то поведать. Ведь нередки случаи, когда в прямом эфире слышатся дикие вопли о помощи.

Тех, кто слышал такие голоса, по их словам, бросало в ступор, многие даже седели на глазах. Но что это и кто может так умолять о помощи? А может эти вопли испускают «злые души»? И тогда прокрадывается подозрение: а может, ад действительно существует…

Ранним июньским утром 1959 года известный шведский кинорежиссер и продюсер Фридрих Юргенсон прогуливался по одному из парков Стокгольма. На плече его висел магнитофон, на голове были надеты наушники, а в руке он держал длинный шест с микрофоном на конце...

Режиссер записывал голоса птиц для своего очередного документального фильма. Заполнив две пленки необходимым материалом, Юргенсон вернулся домой и стал прослушивать записи. Вдруг на одной из пленок среди птичьего щебетания он отчетливо услышал посторонний мужской голос, говоривший на норвежском языке. Юргенсон неплохо знал норвежский и понял, что голос рассказывал о звуках, издаваемых различными пернатыми, и как будто комментировал голос каждой птицы. Первая мысль, пришедшая в голову режиссеру, это то, что его магнитофон каким-то образом поймал сигнал одной из норвежских радиостанций. Однако, наведя справки, он узнал, что ни одна из них в тот день не транслировала передачу о птицах. Не говоря уж о том, что магнитофон в принципе не способен принимать радиосигнал.

Заинтересовавшись, Юргенсон продолжил целенаправленно изучать явление, получившее впоследствии название «феномен электронных голосов». Вскоре во время одного из своих экспериментов он получил сообщение от своей покойной матери, голос которой сразу же узнал. Мать - немка по происхождению - обратилась к нему по-немецки: «Фридель, мой маленький Фридель, ты меня слышишь? За тобой присматривают».

Со временем Юргенсон сделал записи многих голосов. Принадлежность некоторых из них удалось установить - это были голоса умерших людей. Эти записи он продемонстрировал на международной конференции, а в 1964 году опубликовал книгу «Голоса Вселенной». Его вторая книга «Радиоконтакт с мертвыми» вышла в 1967 году. С тех пор феномен электронных голосов изучали многие ученые и энтузиасты, однако до сегодняшнего дня рациональное объяснение так и не было найдено.

Известный латвийский ученый, писатель, философ и психолог Константин Рау-диве посвятил последние 10 лет своей жизни изучению этого феномена. В 1971 году он с помощью специалистов-радиоинженеров сделал ряд записей в специальной звуконепроницаемой кабине, не пропускающей также теле- и радиосигналы. В течение 15 минут Раудиве наговаривал на магнитную ленту свои вопросы. Когда же запись воспроизвели, исследователи были поражены: на пленке удалось насчитать около 200 различных голосов, отвечавших на вопросы ученого.

Результаты исследований Раудиве тщательно записывал и позже изложил в своей книге «Открытие». В ней приведены задокументированные свидетельства о более чем 27 ООО подобных паранормальных контактов. Раудиве, как и многие другие исследователи, не сомневался, что имеет дело с умершими людьми, поскольку те сами называли свои имена и утверждали, что находятся в ином измерении.

В эфире - космос

Феномен электронных голосов до сих пор не изучен и по-прежнему представляет особый интерес для разного рода исследователей. Накопленные данные позволяют утверждать, что электронные голоса сопровождают так называемый белый шум. Белым шумов в радиофизике принято называть стационарный шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот. Услышать его совсем несложно: достаточно настроить радиоприемник на любую свободную частоту, на которой не работает ни одна радиостанция. Этот шум можно сравнить со звуком близкого водопада. Более того, белый шум можно даже увидеть. Для этого вместо радиоприемника нужно подобным же образом настроить телевизор.

Однако белый шум всегда присутствует и на задействованных частотах, просто его амплитуда гораздо ниже амплитуды транслируемого сигнала, поэтому мы обычно не обращаем на него внимания.

Природа белого шума заключается в космическом излучении, непрерывно пронизывающем нашу планету и воспринимаемом радио- и телеприемниками.

Электронные голоса отличаются от обычной человеческой речи высотой тона, тембром и особыми, не присущими живому человеку модуляциям. В некоторых случаях, для того чтобы понять смысл сказанного, запись приходится ускорять или замедлять.

Голоса могут возникать спонтанно или по просьбе оператора. Они могут отвечать на вопросы и проявлять инициативу в разговоре. Иногда можно услышать беседу двух или более голосов между собой. Электронные голоса могут звучать на разных языках, независимо от места, где принят сигнал. В любом случае можно сделать вывод о том, что эти голоса ведут себя вполне осознанно и независимо.

СМС-сообщения с того света

Согласно одной из гипотез, электронные голоса, содержащиеся в космическом излучении, действительно принадлежат умершим людям. Что, в свою очередь, доказывало бы существование жизни после смерти в той или иной форме, причем с сохранением личности и памяти усопшего.

Другая гипотеза, наоборот, утверждает, что эффект электронного голоса создает наше собственное сознание. В психологии есть определение для подобных переживаний - апофения, что означает способность человека видеть структуру или взаимосвязи в случайных бессмысленных данных. Эффект апофении часто проявляется, когда люди видят в облаках фигуры людей и животных. Также это характерно для верующих, способных узреть в срезе дерева или случайном пятне Богородицу и другие религиозные символы.

Еще одна гипотеза основана на работе нашего подсознания. Согласно ей, наш мозг посылает сигнал в пространство и получает в ответ тот же самый, но уже отраженный сигнал.

Таких гипотез существует достаточно много, но ни одну из них нельзя считать доказанной или сколько-нибудь убедительной.

На сегодняшний день существует огромное количество наблюдений феномена электронных голосов. С развитием техники все больше устройств способны воспроизводить и транслировать их. В эпоху компьютеров и мобильных телефонов с этим феноменом может столкнуться любой из нас. Хочется верить, что когда-нибудь нам удастся установить устойчивую связь с загробным миром и, рано или поздно, СМС-сообщение от безвременно ушедшего близкого человека: «Не беспокойся обо мне. У меня все в порядке» - станет обычным явлением.

Олег Нечаянный

Многие люди уверены в том, что действительно существует. И с ним вполне можно наладить контакт. При этом для того, чтобы поговорить с умершим, можно не использовать специальные доски для и не прибегать к услугам медиумов. Ведь благодаря современным технологиям любой желающий может записать голос призрака и расшифровать его послание миру живых. Разобраться в том, что такое феномен электронного голоса (ФЭГ), мы постараемся в данной статье.

Первые попытки «наладить контакт» с миром мертвых

Голоса из иного мира пытался услышать еще Он полагал, что люди не способны общаться с тонкими мирами лишь потому, что их органы чувств не являются для этого достаточно чувствительными. Ну а душа — это определенная разновидность волны, которая не исчезает после смерти, а просто начинает существовать в другой форме. Изобретатель полагал, что можно изобрести аппаратуру, которая сможет регистрировать послания от «мертвых душ». Правда, сам Эдисон так и не успел реализовать свой замысел.

Записи Фридриха Юргенсона

Открыт феномен электронного голоса был случайно. В 1959 году кинодокументалист из Швеции Фридрих Юргенсон отправился записывать голоса певчих птиц для своего нового фильма. Однако вместе с птичьим пением на пленке можно было различить голоса людей, которые показались Юргенсону похожими на голоса его почивших родственников. Удивительно, но они сообщили Фридриху детали, которые могли быть известны только ему самому, и факты, касающиеся ближайших родственников оператора... Ну а в определенные моменты изумленный Юргенсон услышал, как кто-то мужским голосом читает лекцию об особенностях и повадках обитающих в Швеции птиц. Был сделан вывод, что подобная трансляция не может быть случайной комбинацией звуков: это было осмысленное сообщение, адресованное конкретному человеку.

Именно Фридрих Юргенсон считается основоположником исследования ФЭГ. Его перу принадлежит первая изданная на эту тему книга, носящая название «Радиосвязь с запредельным миром».

Эксперименты Константина Раудива

Продолжить исследования Фридриха Юргенсона попытался психолог из Латвии, ученик Карла Густава Юнга Константин Раудив. Первая книга Раудива, в которой описан феномен электронного голоса, носит название «Неслышимое становится слышимым», вторая - «Переживаем ли мы смерть?».

В 1971 году с участием Константина Рудиева был проведен довольно примечательный эксперимент. Психолог был приглашен в акустическую лабораторию, которая была полностью экранирована от любых возможных электроволновых помех. Радиев находился в комнате, изолированной от внешних шумов. В течение 18 минут он просто разговаривал «с пространством». Во время записи никто из присутствовавших в лаборатории шумов не замечал. Однако, когда пленку прослушали, оказалось, что на ней можно разобрать более сотни голосов.

Как «разговаривают» призраки?

Раудив пришел к выводу, что лучше всего записывать электронный голос на фоне какого-либо белого шума. Исследователь полагал, что умершие могут использовать хаотические звуковые волны, преобразовывая их в звук собственного голоса: издавать звуки самостоятельно бесплотные души не способны. Ведь и первые записи были получены на фоне пения птиц и шума ветра, которые послужили для призраков «строительным материалом».

Кстати, после смерти Раудива его коллегам удалось записать голос исследователя: психолог советовал не прекращать изучение феномена электронного голоса...

Модное увлечение

Если в середине XIX века мир охватило повальное увлечение спиритизмом, то в 60-е годы ХХ века в Европе началась мода на феномен электронного голоса. Люди пытались связаться с ушедшими из жизни родственниками при помощи телефонов, магнитофонов, телевизоров... Появились даже общества по изучению ФЭГ. Феномен электронного голоса считался реальным: удалось получить многочисленные доказательства того, что ушедшие из земной жизни люди пытаются наладить контакт с живыми и настроены к ним вполне благожелательно. Даже в Ватикане, прослушав некоторые записи, «контактеров» осуждать не стали, вынеся краткий вердикт: «На все воля Божья».

Устройства для записи электронных голосов

В 1973 году изобретатели из США Джордж Мик и Уильям О"Нил начали работу над специальным приспособлением, которое позволило бы установить контакт с призрачным миром. Устройство, получившее название «Спирик», представляло собой несколько генераторов, имитировавших 13 голосов, а также принимающую систему. Изобретатели утверждают, что при помощи «Спирика» им удалось наладить контакт с недавно умершим ученым из НАСА и записать целых 20 часов разговора.

В 1982 году физик из Германии Отто Кенинг попытался создать систему для коммуникации с миром мертвых, которая передавала бы сообщения в инфракрасном диапазоне. Однако убедительных доказательств тому, что прибор работает, получено не было.

К сожалению, на данный момент устройств, которые позволили бы наладить устойчивый контакт с паранормальным миром, так и не изобретено. Хотя не исключено, что этому факту стоит радоваться, ведь недаром говорится, что «в немалом знании немалые печали...».

Как записать голоса призраков?

Многие исследователи пытаются записывать голоса мертвых, используя для этого сверхчувствительную аппаратуру и специальные Попробовать провести самостоятельный эксперимент может каждый. Если вас интересует ФЭГ (феномен электронного голоса), как записать его, мы вам расскажем. Вам достаточно вооружиться микрофоном и потратить определенное время на расшифровку сигнала. Некоторые «профессиональные» исследователи, изучающие феномен электронного голоса, инструкция к записи которого понадобится экспериментаторам, рекомендуют выключить в помещении свет и зажечь свечи, так как это способствует лучшему качеству связи с потусторонним миром. Однако делать это вовсе не обязательно: в любом случае на записи будут слышны загадочные шумы.

О чем же говорят голоса с того света? Как правило, удается зафиксировать отдельные слова или словосочетания, изредка «счастливчикам» приходят длинные фразы. Исследователи ФЭГ (феномен электронного голоса), отзывы которых говорят о том, что контакт возможен, утверждают, что если человек, присутствующий в помещении, где идет запись, задает вопросы, то он может получить на них ответы.

Кстати, исследователи паранормальных явлений полагают, что души умерших способны не только разговаривать с живыми, но и являть им свое изображение, проецируя себя на экране выключенного телевизора. Правда, большая часть «проекций» наблюдалась на телевизорах, оснащенных ламповыми кинескопами. Видимо, современные технологии по каким-то причинам не позволяют призракам показаться оставшимся в живых родственникам.

Критика

Конечно, очень велик соблазн верить в то, что после смерти душа человека не исчезает, а продолжает существовать в иной форме, оберегая и опекая оставшихся на земле. Такая вера помогает пережить горе, вселяет уверенность в том, что рано или поздно встреча с умершими близкими людьми все же состоится. Однако заслуживает ли феномен электронного голоса веры с научной точки зрения?

Ответ, к сожалению, отрицательный: можно утверждать, что феномен электронных голосов разгадан. Ни один серьезный исследователь не станет уделять время, например, рождественским гаданиям, когда девушки, ставя одно зеркало напротив другого, видят в отражении своего суженого. Конечно, это всего лишь игра воображения, умноженная на горячее желание увидеть образ определенного человека. Электронный голоса звучат весьма неубедительно: при желании в «белом шуме» можно услышать любую фразу и даже узнать знакомый голос. Ведь мозг человека устроен таким образом, что он пытается внести порядок в любой хаос. Именно на этом основан видя чернильные кляксы, человек отмечает их сходство с животными, растениями, людьми или бытовыми предметами.

К тому же практически все записи, которые выложены в Сети, на поверку оказались подделкой, созданной при помощи обработки записи обычного живого голоса. Поэтому маловероятно, что кому-либо удалось зафиксировать послание с того света. Конечно, многих интересует феномен электронного голоса: документальный фильм об этом явлении привлекает огромное внимание. Однако к ФЭГ стоит относиться как к очередному городскому мифу, который возник на волне выхода цивилизации на новый технологический уровень. Если раньше с миром мертвых связывались с помощью досок и тарелок, то теперь на помощь приходят телефоны и цифровые записи...

Порой тоска по ушедшему из жизни человеку бывает невыносимой. Хочется, чтобы после смерти близкого в квартире раздался телефонный звонок и родной голос сказал бы: «Добрался хорошо, обустраиваюсь, до встречи». Может быть, из-за этой слепой надежды в то, что душа не умирает, а просто переходит на новую ступень существования, исследования ФЭГ так популярны. Научных доказательств тому, что мертвые могут разговаривать с живыми, к сожалению, так и не получено.

Самые ошеломляющие случаи трудно воспроизвести в лаборатории - остаётся только верить или не верить.

Только воображение?

Термин Феномен электронного голоса (ФЭГ) описывает бесплотные голоса, которые удаётся услышать при помощи электронных устройств. Многие исследователи паранормальных явлений приносят в «дома с привидениями» приборы, производящие белый шум, в попытке услышать голоса.
В 2014 году доцент кафедры психологии колледжа Лафайет (Пенсильвания) Майкл Нис проводил исследования, в результате которых установил, что люди принимают случайные наборы звуков за осмысленные комбинации.
Нис считает, что попытка услышать голоса – это аудиоверсия теста на чернильные пятна, где каждый видит своё.


Нис разделил подопытных на две группы. Первая группа знала, что опыты касаются ФЭГ. Другая полагала, что исследуется восприятие речи в шумном окружении.
Испытуемым давали слушать аудиозаписи, среди которых были записи ФЭГ из ТВ шоу о привидениях, а также образцы человеческой речи, чистые и на фоне шума, и просто шум.
Подопытные, знавшие истинную цель эксперимента, чаще слышали осмысленные голоса в предложенных образцах.
Однако лишь в 13 процентах случаев слышавшие ФЭГ могли разобрать слова, по сравнению с 95 процентами, когда это была настоящая речь.
В отчёте о результатах своего эксперимента Нис написал: «В одном из последних анализов мы показали, что интерпретация участников совпадала с интерпретацией исследователей паранормального менее, чем в 1% случаев. Это говорит о том, что исследователи должны быть более объективны».
Ознакомившись с результатами Ниса, директор Офиса паранормальных исследований Ллойд Ауэрбах написал: «Мы также озабочены тем, что попытки услышать голоса в белом шуме дают так много ошибочных результатов».
Он упомянул исследование, проведённое в 2011 году его коллегами Марком Бокуззи и Джулией Бичель.
Они использовали прибор, который воспроизводил поток коротких речевых элементов, что создавало иллюзию «роботообразной речи». Испытуемый задавал вопросы, и ему казалось, что в случайной смеси речевых элементов он слышит осмысленные ответы.
Одновременно Бокуззи и Бичель анализировали «ответы» при помощи программы распознавания речи.
Ответы, полученные оператором, не были подтверждены программой. «Эти данные говорят о том, что интерпретация очень субъективна, содержимое диалога имеет смысл только для испытуемого», - написали они в своём отчёте. Однако Ауэрбах отметил, что иногда, в очень редких случаях, даже компьютерная программа принимает запись за человеческий голос.
В дополнение к этим очень редким случаям (которые вряд ли попадут на ТВ, откуда взял свои образцы Нис), некоторые эпизоды идут много дальше нечёткого голоса среди белого шума.
Эти эпизоды очень трудно подтвердить. Они опираются только на отчёт экспериментатора. И случаются они так редко, что их практически невозможно воспроизвести повторно.
Одно из таких редких событий описывает в своей книге «Невозможное возможно» доктор Имантс Барюсс, профессор Королевского Университетского Колледжа при Университете Западного Онтарио.
Эту историю Барюссу поведала одна из его студенток.

Странный случай

Студентка Барюсса по имени Анжела находилась в одной комнате со своей матерью, которая печатала отчёт на компьютере. Внезапно на мониторе несколько раз возникло слово «великолепно».
Женщине это показалось странным, и она показала монитор Анжеле, которая тоже была озадачена. Затем из-под стола выскочила лежавшая там собака, напугав обеих. От неожиданности Анжела вскрикнула.
На экране возникли слова «чёрт» и «крик».
Решив, что это балуется хакер, Анжела выдернула сетевой кабель и выключила веб-камеру.
В это время отец и брат Анжелы зашли проверить, что за шум. На экране появилось новое сообщение: «Принеси доску для спиритических сеансов». Такая доска хранилась в соседней комнате, и Анжела направилась туда, и в этот момент на экране возникло: «Бу!». Анжела опять вскрикнула. «Крик», - сообщил компьютер.
Перед тем, как все, очень взбудораженные, отправились спать, на экране появилось: «спокойной ночи». Утром там оказались слова: «Простите, любимые».
Её мать получила великолепную оценку за свой отчёт. «Великолепно» - это то слово, с которого всё началось.

Шансы на сверхъестественное?

Исследования Барюсса не дают прямых доказательств ФЭГ, но он столкнулся с тем, что он назвал «статистически редким событием». Он проводил эксперимент с компьютером, случайным образом отвечавшим «Да» или «Нет» на серии вопросов. Идея эксперимента заключалась в том, что если разумная сущность попытается общаться через компьютер, она может повлиять на случайные ответы, сделав их не случайными, и ответить на вопросы правильно.
В одном из тестов компьютер ответил правильно на 9 вопросов из 11. Вероятность получить такой результат равна примерно 4,2%.
Некоторые другие исследователи в прошлом также тестировали Феномен электронного голоса и заключили, что он мог бы быть сверхъестественным.


Например, филолог Анабела Кардозо в 2012 году опубликовала двухлетнее исследование по ФЭГ в журнале «НейроКвантология». Она работала в профессиональных звукозаписывающих студиях с высокой степенью акустической защиты. В заключение она написала: «В процессе многих выполненных экспериментов были записаны несколько «лишних» голосов, для которых не было найдено обычного объяснения».
Во время любительских опытов «охотников за привидениями» такая акустическая защита отсутствует.
Ауэрбах отмечает, что экспериментаторы обязаны «убедиться в отсутствии других источников звука, иначе трудно выделить этот возможный источник загрязнения».
По словам Ауэрбаха, что касается возможного источника ФЭГ, есть другие варианты, кроме привидений или воображения испытуемого. Например, воздействие биополя человека на экспериментальный прибор.

Шум на записи, фигуры и лица, выглядящие как искажения телевизионного сигнала, непонятные, как будто «глухие» телефонные звонки… Это могут быть попытки контакта со стороны жителей другого мира. Знакомьтесь — феномен электронного голоса.

Исследователи феномена электронных голосов (ФЭГ, английское EVP Electronic Voice Phenomena) утверждают, что большинство душ умерших, которые остаются близки к миру живых, слишком слабы, чтобы оказывать на него непосредственное влияние. Поэтому они пользуются окружающими нас технологиями: радио, телевизорами, устройствами, проигрывающими музыку.

Вместо того чтобы создавать звук из ничего, они воздействуют на уже существующие электронные сигналы. То, что мы в результате таких попыток слышим, — это и есть феномен электронного голоса.

Призраки зловредные и заботливые

Один начинающий комик репетировал перед выступлением, записывая себя на диктофон. Процесс неожиданно прервал телефонный звонок. Из-за него человек был вынужден спешно выйти из дома и впопыхах оставил диктофон включенным. Когда вечером он прослушивал запись, то понял, что в конце на фоне тишины (или белого шума) слышен голос женщины, разговаривающей с ребенком. А потом какой-то злой механический голос отпустил парочку едких комментариев по поводу кое-каких его достоинств, скрытых под одеждой.

В другом случае молодая женщина страдала от депрессии и бессонницы из-за смерти отца. В течение недели она лечилась медикаментами, приобретенными без консультации с врачом. Без них женщина не могла заснуть. Побочные эффекты такого безрассудного самолечения не замедлили появиться. Однажды вечером эта женщина села в кресло, чтобы посмотреть телевизор и — на этот раз без помощи лекарств — внезапно уснула. После пробуждения она среди шума расстроенного телевизора четко услышала слова покойного отца: «Не делай этого». Удивленная, она на автомате спросила: «Не делай чего?». На что голос ответил: «Не умирай сегодня. Это плохая идея».

Необычное приключение, имеющее отношение к феномену электронных голосов, пережил и описал известный американский писатель Дин Кунц. 20 сентября 1988 года он ответил на телефонный звонок. В трубке заговорил женский голос, который сказал только: «Пожалуйста, будь осторожен». Женщина не реагировала на вопросы писателя и только трижды повторила предостережение, после чего повесила трубку. Несколько дней спустя конца Кунц чуть не лишился жизни во время спора с отцом, находящимся в психиатрическом учреждении. В обстановке хаоса его чуть не застрелили полицейские, приняв за преступника. Писатель говорил потом в интервью, что благодаря таинственному предупреждению действительно был более внимательным, тем более что голос в трубке напоминал голос его покойной матери. И таких историй есть немало.

Как записать духа?

Истоки поиска электронных голосов и разгадки их феномена нужно искать в 19 веке. Во времена правления королевы Виктории наука, духовность, технологии и оккультизм не были так далеки друг от друга и не противопоставлялись, как сегодня. Тогда описывалась эволюция духовных сущностей, их классифицировали по типам и функциям. Более того — считалось, что души умерших можно фотографировать. Не кто иной, как Томас Эдисон, величайший изобретатель эпохи, предположил, что вполне могло бы существовать устройство, которое было бы способно записывать голоса мертвых. К сожалению, до сих пор неизвестно, пытался ли он создать его прототип.

Первым, кто якобы зарегистрировал голоса из загробного мира, стал американец Атилла фон Сэлэй. В 1949 году он сообщил, что ему это удалось сделать с помощью магнитофона. За годы наука шагнула вперед, и — что еще более важно — электронные устройства стали легкодоступными. Со временем количество искателей контактов с призраками значительно увеличилось – так утверждает Джонс Заффис, эксперт по паранормальным явлениям с сорокалетним стажем. Сегодня фактически любой может искать голоса духов с помощью доступного оборудования из электронного магазина. Однако перед началом испытания следует понять, что или кого мы ищем.

Что представляет собой феномен электронных голосов на практике? Четкие, выразительные, легкие для понимания слова появляются на записях крайне редко. Даже если вы их услышите, нужно будет очень сосредоточиться, чтобы распознать слова и предложения. Чаще всего электронный голос «с того света» принимает форму невыразительных, неясных, тихих шумов.

Для многих скептиков это доказательство того, что так называемый феномен электронного голоса — это всего лишь случайное шумы и помехи, усиленные так, чтобы звучать похоже на человеческую речь. Тем не менее, даже среди верящих в ФЭГ нет уверенности в том, откуда именно на самом деле приходят таинственные голоса. Большинство, конечно, считает, что это послания от умерших. Однако есть и другие теории. Одна из них, например, гласит, что это голоса вполне себе живых людей, только из параллельного измерения. А есть и другие теории, согласно которым, ФЭГ — это лишь результат нашего подсознания. Иными словами, мы слышим голоса только потому, что хотим их услышать. Однако это не изменяет того обстоятельства, что в итоге они нам могут быть полезны.

Как начать свое путешествие в мир феномена электронного голоса?

  • С осторожностью и здравым смыслом! Ни при каких обстоятельствах не следует рассматривать знакомство с ФЭГ как веселье и забаву. Ведь это попытка установить контакт, разговор, а к собеседнику следует относиться с уважением.
  • Важно также записывающее оборудование. Насколько это возможно, всегда следует использовать аналоговый магнитофон и ленты высокого качества.
  • Микрофон должен быть отдельно стоящим, а не вмонтированным в устройство.
  • Место и время записи тоже имеет значение. Контакты стоит осуществлять в ночное время, в месте, где мало внешнего шума, например, вдали от грохота улиц или громко работающих устройств.

Наконец, можно записывать. Как записать электронный голос? Есть две школы инструментальной транскоммуникации. Согласно инструкциям первой, нужно оставить оборудование включенным на некоторое время, а самому отойти от места записи. Вторая же школа предписывает задавать каждые несколько секунд четкие, однозначные вопросы. В обоих случаях затем следует прослушать ленту в поисках записанных едва слышных ответов. Люди, более разбирающиеся в современных технологиях, могут воспользоваться программами обработки звука.

Электронные голоса затихают…

В наше время все реже и реже приходится слышать о феномене электронного голоса. Как ни парадоксально, виновата в этом современная сложная электронная техника. Казалось бы, она должна была бы повысить наши шансы на контакты с голосами мертвых. Но вместо этого оборудование без нашего ведома улучшает качество записи, устраняя ненужные помехи, шумы и вместе с ними — таинственные голоса. Раньше они были слышны чаще. Несмотря на это, по-прежнему можно попытаться связаться с загробным миром. Однако стоит помнить о здравом рассудке и не поддаваться силе внушения, интерпретируя простой шум как чей-то голос. Не каждая попытка контакта с ФЭГ заканчивается успехом, но после любой из них стоит поблагодарить тех, кто теоретически мог нас «там» услышать.

Звонок с того света

Отдельной категорией в ФЭГ являются телефонные звонки, которые приходят из иных миров. Наиболее часто встречающаяся разновидность — это очень короткая, но во всем остальном совершенно нормально звучащая беседа с членом семьи, который недавно умер. Случается, что получатели звонка, которые еще не знают, что «звонивший» уже мертв, полностью уверены, что это был самый обычный телефонный разговор.

Еще один тип — это телефонный звонок от вполне себе здравствующего друга или родственника. И все бы ничего, но этот человек всегда потом говорит, что он… вообще не звонил. Само содержание беседы тоже бывает самым разным. Иногда это совершенно обычный разговор, а в другие разы таинственный собеседник звучит механически, монотонно, как-то нетипично. И бывает, что таким образом передаются сведения, которые могут спасти жизнь…

Феномен электронного голоса сегодня не так популярен, как, к примеру, в середине прошлого века. Но связано это, скорее, со спецификой технического прогресса, чем с тем, что люди перестали верить, что с загробным или параллельным миром можно наладить контакт. Конечно, говорить о каких-то научных исследованиях, связанных с ФЭГ, не приходится. Тем не менее, феномен электронных голосов «никто не отменял», и каждый смельчак может попытаться сам их записать. А кому-то, возможно, доведется услышать их поневоле…