Flowschool - Образовательный портал

Конспект урока "Простые и составные предлоги" (7 класс) план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему. Самые непростые составные предлоги русского языка Простые и составные предлоги примеры

Предлоги — служебные слова, выражающие различные отношения между словами и используемые как средство синтаксического под-чинения существительных или местоимений другим словам в пред-ложении и словосочетании.

Предлоги занимают позицию перед существительным (местои-мением) или перед определением, относящимся к этому существи-тельному (местоимению). Лишь немногие предлоги могут следовать за существительным: ради, наперекор, вопреки, навстречу. Например, ради Бога или Бога ради.

Предлог вместе с падежным окончанием существительного обра-зует предложно-падежную конструкцию и является грамматическим средством связи слов в предложении: вернуться из школы, гадать на кофейной гуще и т.п. Некоторые предлоги всегда употребляются с одним и тем же падежом: например, предлог к — с дательным (идти к дому), про — с винительным (рассказать про выставку) и т.п. Дру-гие предлоги в разных предложениях могут употребляться с разными падежами и выражать разные отношения существительных к другим словам в предложении. Например, предлог по может сочетаться с да-тельным падежом (говорить по телефону), с винительным падежом (увязнуть по уши) и предложным (по окончании сеанса).

В современном русском языке класс предлогов постоянно попол-няется за счет перехода в него других частей речи.

По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизво-дные и производные предлоги.

Непроизводные (первообразные) предлоги не связаны по проис-хождению с другими частями речи: в, до, от, за, на и т.п.

Производные (непервообразные) предлоги по происхождению связаны с другими частями речи. Так, предлоги вокруг, напротив, вдоль, рядом с произошли от наречий, а предлоги в течение, в про-должение, по поводу и др. произошли от существительных, предлоги благодаря, включая, начиная с и др. произошли от глаголов.

Производные предлоги часто омонимичны словам, от которых они произошли. Например: Благодаря (предлог) тебе я смог решить за-дачу. Я написал ему, благодаря (деепричастие) за помощь. Предлоги отличаются от производящего слова сочетаемостью: предлог благодаря сочетается с формой дательного падежа существительного (благодаря другу), а деепричастие благодаря — с винительным падежом существи-тельного (благодаря друга). Материал с сайта

Кроме того, предлоги в течение, в продолжение, в заключение нуж-но отличать от существительных. У существительных (течение, про-должение, заключение) есть лексическое значение, существительное может менять форму числа и падежа. Предлоги же выражают только временные отношения и не изменяются.

По составу предлоги делятся на простые и составные предлоги.

Простые предлоги состоят из одного слова: около, на, в, вслед-ствие и т.п.

Составные предлоги включают в свой состав два или три слова: независимо от, в течение, судя по, в отличие от, по направлению к и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • предлоги производные непроизводные
  • Предлоги простые и составные, производные и непроизводные.
  • сочинение на тему простые и составные предлоги
  • предлоги же и не
  • предлог - определение

Простые - предлоги, состоящие из одного слова. Например: у , к , вблизи , около .

Составные - предлоги, состоящие из нескольких слов. Например: в течение , в связи .

Найдите в выражениях простые и составные предлоги (Рис. 1).

Рис. 1. Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога включает в себя выделение признаков:

· производность/ непроизводность

· разряд по значению

· неизменяемость

· не является членом предложения.

Образец: Я в продолжение всего лишь нескольких минут был охвачен ужасом.

І. В продолжение - предлог, употребляется с сущ. в Р.п.

ІІ. Морфологические признаки:

1) производный, образован от сущ. с предлогом;

2) выражает временные отношения;

3) неизменяемое слово.

ІІІ. Синтаксическая функция - не является членом предложения.

Домашнее задание

Упражнения № 303-305 . Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов.

1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты (Л. Толстой). 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн (Горький). 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов (Пушкин). 4. Имейте (в) виду - задание ответстве..ное (Эренбург). 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы? (Чехов). 6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и (Чехов). 7. Телеграфные столбы (по) том опять показ..вались (в) дали лиловой (в) виде маленьких палочек (Чехов). 8. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли (Чехов). 9. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда (Тургенев). 10. Грозы (по) над степ..ю ход..т ч..редою (Паустовский). 11. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана (Тургенев). 12. (В) след эк..пажам и (на) встречу им густо двигалась толпа му..чин (Горький). 13. Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врёт (Гайдар). 14. (В) след (за) тем он встал с постел.., взял скрипку, начал строить (Л. Толстой).

Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

Лекции и электронные учебники. Предлог.

4. Культура письменной речи ().

Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Тема: Простые и составные предлоги.

Цели:

образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги;

развивающая: развивать логическое мышление, память;

воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня наш урок будет необычным. У нас присутствуют гости. Вы, наверное, волнуетесь. Но это ни к чему. Вы способные и умные, у вас все получится.

2. Синтаксический разбор предложения.

Иногда доносились ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными подлежащими и причастным оборотом.

3. Фронтальный опрос.

Что такое предлог?

Какие предлоги называются производными?

Какие предлоги называются непроизводными? Перечислите их.

4. Мобилизующий этап

В..., сильном и стремительном, оказалась небольшая лодочка. И хотя гребец на ней был человек опытный, лодка завертелась, не подчиняясь воле человека. В … получаса человек боролся с … . Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

Учитель . Вместо точек вставьте разные формы одного и того же слова.

Учитель . Назовите слова, которые вы вставили вместо точек. Определите, какой частью речи они являются.

В первое предложение мы написали слово течении . Это существительное в предложном падеже. В третье предложение вставили слово течение . Вместе с в оно является производным предлогом. В этом же предложении мы написали существительное с предлогом с течением . Существительное течение стоит здесь в творительном падеже.

5. Формулирование учащимися темы и цели урока. Изучение нового материала

Учитель . Назовите из восстановленного текста все предлоги, состоящие из одного слова.

На, с - это предлоги, состоящие из одного слова.

Учитель . Назовите предлог, состоящий из двух слов.

В течение - это предлог, состоящий из двух слов.

Учитель . Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие - составными?

Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух слов - составными.

Учитель . Уточните, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы познакомились с простыми и составными предлогами. Значит, тема сегодняшнего урока: Простые и состав ные предлоги .

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

6. Закрепление

Упр. 303

7. Физкультминутка

Я буду называть предложения, а вы внимательно слушаете. (Дети все стоят.) Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны выполнить наклоны в стороны. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить два приседания.

Волк живёт на логове.- присед.

Ваза стоит на столе. - накл

Продукты покупают на магазине. присед.

Кот спит в диване. присед.

В роще пели соловьи. накл

Арбузы покупают в рынке. присед.

Кроты на земле живут. присед.

Дерево сажают в почву.

В сосновом лесу много маслят. накл

Утром все спешат в работу. присед.

8 «Лови ошибку!» («+» «- « в тетрадь)

Предлог – это служебная часть речи. (+)

Предлоги бывают простыми и составными. (+)

Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими. (+)

В предложении предлог является дополнением. (-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)

Предлог благодаря является производным. (+)

По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)

Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис . (+)

По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (+)

6. Поморфемное письмо

При-школь-н-ый, петуш-ок, зл-и-л-а-сь, за-говор-и-л-а.

7. Подведение итогов.

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

8. Домашнее задание

1. Выучит правило стр.

2. Написать поздравление с праздником и обозначить графически в своей работе предлоги.

Оценивание

Мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний. Молодцы!


Русский язык

МОРФОЛОГИЯ

11. Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения, например: В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).

Разряды по значению.

По значению предлоги делятся на разряды:

  1. пространственные предлоги. Они указывают на место, например: в, на, под, около, у, к, над;
  2. временные предлоги. Они указывают на время, например: через, к, до, с, перед, в течение;
  3. причинные предлоги. Они указывают на причину, например: по, от, вследствие, из-за, за, ввиду;
  4. целевые предлоги. Они указывают на цель, например: для, ради, на;
  5. предлоги образа действия . Они указывают на образ действия, например: с, без, в, по;
  6. дополнительные предлоги. Они указывают на предмет, на который направлено действие, например: о, об, про, с, по, насчет .

Некоторые предлоги могут выражать различные значения, например: предлог к может передавать пространственные и временные значения (подойти к дому, подойти к часу дня ).

Непроизводные и производные.

Предлоги бывают производные и непроизводные .

К производным относятся предлоги, которые были образованы путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки, например: предлог путем (убедить путем веских доказательств ) происходит из существительного путем в творительном падеже (служит удобным путем ). Производные предлоги используются обычно с каким-либо одним падежом, например: предлог благодаря употребляется только с дательным падежом (благодаря смелости).

К непроизводным относятся предлоги, необразованные от самостоятельных частей речи, например: до, для, из, к, под, с, у, через . Большинство непроизводных предлогов употребляется с разными падежами.

Простые и составные.

Предлоги бывают простые и составные .

Простыми называются предлоги, состоящие только из одного слова, например: под, с, у, около, из-за, вблизи .

Составными называются предлоги, состоящие из двух или трех слов, например: в связи, в счет, в течение, в связи с.

Однозначные и многозначные.

Предлоги бывают однозначными и многозначными.

Однозначные предлоги употребляются только с одним падежом, например: из леса (род. п.), к дому (дат. п.).

Примечание. Следует запомнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются только с дательным падежом.

Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами, например: предлог под употребляется с винительным (взять под контроль ) и творительным падежами (спать под крышей ).

Правописание.

  1. Через дефис пишутся сложные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за, по-под, с-под, для-ради, за-ради.
  2. Слитно пишутся производные предлоги, образованные на основе наречий, например: выйти навстречу гостям, дата стояла вверху письма.
  3. Слитно пишутся производные предлоги: вследствие, ввиду, насчет, вместо, наподобие, вроде, сверх.
    Примечание. Словосочетание иметь в виду пишется в три слова.
  4. Раздельно пишутся производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны, в виде, в связи с.

Тема урока: «Простые и составные предлоги».

Цели урока:

Образовательные: показать отличия простых и составных предлогов;

Развивающие: закрепить умение отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Воспитательные: способствовать развитию интереса и любви к русскому языку.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник русского языка, 7 класс теория, практика, авт. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, мультимедийное оборудование, наглядный материал (предлоги на доске).

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, вы уже многое знаете о предлоге, прекрасно делаете грамматические задания. Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком предлога как части речи, ведь наша тема сегодня «Простые и составные предлоги».

    Грамматическая задача. (Выведено на интерактивную доску)

Начнем мы урок с одной грамматической задачи. Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Далее делаются выводы.

    «Момент истины».

Следующий этап урока покажет, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы урока, и можете ли вы отличить предлог от других частей речи. Итак, откройте стр. 120, упр. 320. Вам нужно определить, в каком из двух словосочетаний производный предлог, а в каком – самостоятельная часть речи (какая?). Также вам нужно будет увидеть и обозначить все знакомые орфограммы в предлогах. Два человека выполняют задание у доски (один выписывает словосочетания с самостоятельными частями речи, другом – с предлогами.) Проверка, обсуждение результатов и ошибок.

    Объяснение новой темы.

Обратите внимание на предлоги несмотря на, благодаря, в течении, вследствие (выписать их отдельно на доску). Они все производные, но они же чем-то отличаются, правда? Да, правильно, они отличаются количеством слов. Кто скажет, как называется тема нашего урока? Может быть, кто-то уже догадался, какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Итак, простые предлоги состоят из одного слова, составные – из нескольких. А как вы думаете, существуют ли предлоги, состоящие из трех слов? Тогда запишите, это предлоги: в отличие от, в связи с, в близи к и еще некоторые другие. И придумайте предложение с любым предлогом, какой вам больше нравится, обязательно его выделите.

Давайте продолжим. Мы выяснили, что есть простые и составные предлоги. Но это еще не все. Существует небольшая группа предлогов, которые называются сложными. Их мало, но вы все равно должны их знать и уметь отличать. Можете предположить, какие это предлоги? А, например, предлог из-за (стола) в какую группу можно отнести? Получается, что сложные те предлоги, которые через дефис.

    Систематизация знаний.

Сейчас разделите вашу страничку на три колонки, одна будет – «Простые», другая – «Сложные», третья – «Составные». Запишите в эти колонки примеры предлогов, какие вы вспомните (ученики озвучивают, какие предлоги они записывают). С простыми и составными все более менее понятно, давайте я помогу вам со сложными. Например: из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под и т.д.

    Закрепление знаний.

Для логического завершения вашей работы, придумайте по одному предложению с каждым видом предлогов. Кроме того, укажите, какой предлог в вашем предложении по значению и по происхождению (производный, непроизводный).

    Проверка знаний.

Кто может обобщить все, что вы сегодня узнали на уроке? А что вы еще можете сказать про составные предлоги, что еще ни разу не звучало сегодня на уроке? Может быть, вы заметили, одну его особенность. Если нет, посмотрите на свои предложения, какие характеристики у составных предлогов? Правильно, все они производные. От каких частей речи могут быть образованны предлоги?

    Подведение итогов.

Вам понравился сегодняшний урок? Чем он был для вас полезен? Как вы оцениваете свою работу?

    Домашнее задание.

Найти несколько примеров сложных предлог в литературе\ любых печатных изданиях. Сделать упр. 322, стр. 121.