Flowschool - Образовательный портал

Как происходит формирование характера человека. Что такое характер, его формирование и можно ли изменить характер человека? Формирование характера

Характер – это структура относительно постоянных психических свойств, определяющих поведение личности, особенности ее отношений с миром.

Что же влияет на формирование и становление характера человека?

Множество ученых массу лет задавались и продолжают задаваться этим вопросом.

Становление характера зависит от сложного взаимодействия как внешних, так и и внутренних факторов, когда значение имеют не только социальные условия жизни человека, а также его биологические и генетические особенности.

Здесь имеют значение и течение внутренних процессов, скорость и особенности реагирования на тот или иной раздражитель, а также работа и здоровье тех или иных органов, отвечающих за различные механизмы жизнедеятельности человека.

В настоящее время появляется все больше результатов исследований, подтверждающих, что генетическая предрасположенность

объясняет индивидуальные различия человека.

Характер тесно связан и с темпераментом человека.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни.

Темперамент же в свою очередь гораздо теснее связан с биологическим процессами , происходящими у нас внутри.

Наследственность как биологический фактор представляет собой .

Наследственная основа – бесконечное число комбинаций генов.

От физиологических особенностей организма человека, от работы , особенностей функционирования , а так же множества других факторов зависит развитие и становление личности человека.

Например, один человек наделен способностью к пению, другой — к рисованию, или музыке, кто-то «рулит» в естественных науках, а кто-то в гуманитарных, у кого-то более развито образное мышление, а у кого-то абстрактно- логическое. Даже выбор профессии зачастую зависит именно от типа темперамента или характера человека.

Характер человека развивается стадиально, т.е. человек формируется, как личность, в определенные периоды своего возрастного становления. Такие периоды могут стать решающим для формирования характера, а значит, характеры ребенка, подростка, взрослого человека и пожилого человека отличаются.

И, конечно же, различные физиологические процессы, протекающие в человеке на разных этапах его жизненного пути, так же отражаются в его поведении, характерных чертах, способах реагирования.

Как это может проявляться?

  • раздражительность подростка в д. Что влияет на характер человека в этот период?
  • уравновешенность в 30 лет. Если переоценка ценностей, свойственная данному возрасту, прошла успешно, или наоборот, несдержанность, агрессивность, апатия – если переоценка ценностей «прошла не гладко»;
  • плаксивость и потерянность, свойственная некоторым людям пожилого возраста (у пожилых людей все процессы замедляются, количество и активность — главных «поставщиков» энергии снижается…

Так или иначе, но работа внутренних органов, протекание биологических процессов напрямую влияет на характер человека , его поступки и поведение.

Если орган человека функционирует неправильно, как говорится, «система дала сбой», то это также может гипертрофировать некоторые черты характера.

Например, человек, живущий с чувством боли (будь то «неполадка» во внутреннем органе, или что-то неладное на периферии организма), может стать раздражительнее, требовательнее, жестче в отношении к другим.

Или наоборот уйти в созерцание, свой внутренний мир, отражая болевой синдром в творчестве или помощи людям.

Если у человека по физиологическим причинам вырабатывается большее или меньшее число , необходимых для его жизнедеятельности, это также находит отражение в его поведении.

Самым простым примеров влияния работы внутренних биологических процессов на характер человека является период беременность и, а точнее непредсказуемый и непостоянный, яркий и всемогущий в этот момент.

Существуют и вовсе не обычные теории влияния органов человека на его характер. Так, например, профессор по психологии и медицине, физиолог Г. Шварц пришел к удивительному выводу:

человек, у которого была совершена пересадка его внутреннего органа, может в чём-то стать похожим на своего донора…

По наблюдениям Шварца, «не менее 10% больных, получивших в результате операции трансплантации новые сердце, лёгкие, печень или почки, приобрели «попутно» склонности и привычки их бывших владельцев». Существуют свидетельства пациентов, о случаях, когда у них после замены органа менялись не только вкусы и предпочтения, но и черты характера, и даже образ жизни.

Эту информацию подтверждают другие ученые.

Феномен приобретения черт другого человека при замене своего органа, как считает Шварц, обусловлен тем, что внутренние органы человека имеют собственную биохимическую энергетику (особенности обменных процессов и превращений энергии), даже и память.

Это конечно спорная точка зрения, но все же…

Множество ученых массу лет задавались и продолжают задаваться этим вопросом.

Становление характера зависит от сложного взаимодействия как внешних, так и и внутренних факторов, когда значение имеют не только социальные условия жизни человека, а также его биологические и генетические особенности.

Здесь имеют значение и течение внутренних процессов, скорость и особенности реагирования на тот или иной раздражитель, а также работа и здоровье тех или иных органов, отвечающих за различные механизмы жизнедеятельности человека.

В настоящее время появляется все больше результатов исследований, подтверждающих, что генетическая предрасположенность

объясняет индивидуальные различия человека.

Характер тесно связан и с темпераментом человека.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни.

Темперамент же в свою очередь гораздо теснее связан сбиологическим процессами , происходящими у нас внутри.

Наследственность как биологический фактор представляет собойгены .

Наследственная основа – бесконечное число комбинаций генов.

От физиологических особенностей организма человека, от работы нервной системы, особенностей функционирования коры головного мозга, генотипа, а так же множества других факторов зависит развитие и становление личности человека.

Например, один человек наделен способностью к пению, другой - к рисованию, или музыке, кто-то «рулит» в естественных науках, а кто-то в гуманитарных, у кого-то более развито образное мышление, а у кого-то абстрактно- логическое. Даже выбор профессии зачастую зависит именно от типа темперамента или характера человека.

Характер человека развивается стадиально, т.е. человек формируется, как личность, в определенные периоды своего возрастного становления. Такие периоды могут стать решающим для формирования характера, а значит, характеры ребенка, подростка, взрослого человека и пожилого человека отличаются.

И, конечно же, различные физиологические процессы, протекающие в человеке на разных этапах его жизненного пути, так же отражаются в его поведении, характерных чертах, способах реагирования.

Как это может проявляться?

  • раздражительность подростка в пубертатный период. Что влияет на характер человека в этот период? Гормоны
  • уравновешенность в 30 лет. Если переоценка ценностей, свойственная данному возрасту, прошла успешно, или наоборот, несдержанность, агрессивность, апатия – если переоценка ценностей «прошла не гладко»;
  • плаксивость и потерянность, свойственная некоторым людям пожилого возраста (у пожилых людей все процессы замедляются, количество и активность митохондрий - главных «поставщиков» энергии снижается…

Так или иначе, норабота внутренних органов, протекание биологических процессов напрямую влияет на характер человека , его поступки и поведение.

Если орган человека функционирует неправильно, как говорится, «система дала сбой», то это также может гипертрофировать некоторые черты характера.

Например, человек, живущий с чувством боли (будь то «неполадка» во внутреннем органе, или что-то неладное на периферии организма), может стать раздражительнее, требовательнее, жестче в отношении к другим.

Или наоборот уйти в созерцание, свой внутренний мир, отражая болевой синдром в творчестве или помощи людям.

Если у человека по физиологическим причинам вырабатывается большее или меньшее число гормонов, необходимых для его жизнедеятельности, это также находит отражение в его поведении.

Самым простым примеров влияния работы внутренних биологических процессов на характер человека является период беременность и, а точнее непредсказуемый и непостоянный, яркий и всемогущий характер женщины в этот момент.

Существуют и вовсе не обычные теории влияния органов человека на его характер. Так, например, профессор по психологии и медицине, физиолог Г. Шварц пришел к удивительному выводу:

человек, у которого была совершена пересадка его внутреннего органа, может в чём-то стать похожим на своего донора…

По наблюдениям Шварца, «не менее 10% больных, получивших в результате операции трансплантации новые сердце, лёгкие, печень или почки, приобрели «попутно» склонности и привычки их бывших владельцев». Существуют свидетельства пациентов, о случаях, когда у них после замены органа менялись не только вкусы и предпочтения, но и черты характера, и даже образ жизни.

Эту информацию подтверждают другие ученые.

Феномен приобретения черт другого человека при замене своего органа, как считает Шварц, обусловлен тем, что внутренние органы человека имеют собственную биохимическую энергетику (особенности обменных процессов и превращений энергии), даже и память.

Это конечно спорная точка зрения, но все же…

… мозг есть орган души, т. е. такой механизм, который будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность».

Обычно под характером понимается совокупность различных устойчивых личностных черт, которые оказывают влияние на все стороны поведения индивида. Именно характер является фактором, который обуславливает устойчивое отношение человека к миру, своеобразие его личности, которое проявляется в стиле деятельности и в процессе общения.

Факторы, влияющие на развитие черт характера в рамках различных теорий

В целом на процесс формирования характера личности оказывают влияние различные факторы, имеющие внутреннюю и внешнюю природу - это наследственность, деятельность личности, среда, а также воспитание. Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в формирование личности, и при этом данные условия оказывают влияние друг на друга. В различных теориях понятие характера отличается. Существуют различные концепции формирования черт личности, в каждой из которых ведущая роль отводится тому или иному фактору. В современной западной психологии по отношению к данной проблеме можно выделить несколько различных подходов:

  • Конституционно-биологический. Его основоположником традиционно считается Э. Кречмер. Согласно данной теории, характер и проявления темперамента человека напрямую зависят от его физической конституции. В рамках данного направления различают астенический, пикнический и атлетический типы характера.
  • Типология Э. Фромма. В ее основе лежат взаимоотношения человека, а также его нравственные качества. Фромм рассматривал потребности человека в контексте текущей политико-экономической обстановки, которая и оказывает ведущее влияние на процесс формирования качеств личности.
  • Психоаналитический. Его основатели - З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер. Формирование характера происходит исходя из неосознаваемых влечений.
  • Концепция Отто Ранка. В процессе образования черт характера ведущую роль играет сила воли человека. Волевой процесс является некой оппозиционной силой, которая возникает в ответ на принуждение извне. Помимо воли, личность формируется под влиянием чувственных переживаний, эмоций.

Влияние темперамента

Темперамент нередко путают с характером, в то время как эти понятия имеют существенные различия. Характер обладает социальной природой (иными словами, формируется под влиянием общества), в то время как темперамент обусловлен биологически. Если характер может, хотя и с трудом, меняться на протяжении жизни, то темперамент остается стабильным.

При этом темперамент оказывает существенное влияние на выраженность черт характера. Есть такие свойства темперамента, которые будут способствовать проявлению тех или иных качеств; есть и те, что будут их тормозить. Например, раздражительность будет намного сильнее проявляться у холерика, нежели у сангвиника. С другой стороны, с помощью качеств характера могут сдерживаться свойства темперамента. Например, с помощью тактичности и сдержанности холерик может сдерживать проявления данного типа темперамента.

Что определяет характер?

Формирование характера происходит на протяжении всего жизненного пути. Образ жизни человека влияет на его образ мышления, эмоциональные переживания, чувстав, мотивацию во всем их единстве. Именно поэтому по мере того как формируется образ жизни, которого придерживается человек, образуется и его характер. Существенную роль в жизни человека играют общественные установки, конкретные жизненные обстоятельства, через которые приходится проходить человеку. Характер в значительной степени образуется под влиянием поступков и деяний личности.

При этом непосредственно формирование характера происходит в различных социальных группах (семья, трудовой коллектив, учебный класс, спортивная команда). В зависимости от того, какая именно группа будет являться для человека референтной, у него будут формироваться те или иные качества характера. Во многом они будут зависеть от места человека в коллективе. Развитие личности происходит в коллективе; в свою очередь, личность оказывает влияние на группу.

Различают разные способы формирования характера. Данный процесс можно сравнить с накачиванием мышц, формированием хорошо сложенной фигуры. Если человек прикладывает усилия, регулярно занимается - мышцы растут. И наоборот - отсутствие нужных нагрузок вызывает атрофию мускулатуры. Это хорошо наблюдается, когда мышцы долго находятся без движения - к примеру, в гипсе. Данный принцип работает и для процесса формирования характера личности. Честность, целостность, оптимизм, уверенность, общительность - все это те черты, для развития которых необходимы упорные тренировки. Правильные действия всегда ведут к независимости, умению принимать верные решения. Человек с сильным характером прекращает идти на поводу у общества, он обретает себя.

Влияние взрослых на формирование личности ребенка

К концу младшего школьного возраста это желание переносится и на сверстников - теперь уже школьнику необходимо слышать одобрение и от товарищей. Во время обучения в школе у ребенка возникает больше прав и обязанностей, он активно взаимодействует с социумом. Большую роль также играет и мнение учителя, а стремление к получению одобрения от матери и отца проявляется уже не так ярко.

В подростковом возрасте характер во многом формируется под воздействием группы. Одно из важнейших стремлений подростка - занять определенную нишу в среде себе подобных, завоевать некий авторитет у товарищей. Поэтому подростки стремятся соответствовать тем требованиям, которые установились в социальной группе. Общение со сверстниками приводит к тому, что подросток начинает познавать и себя. У него возникает интерес к своей личности, особенностям своего характера и возможностям скорректировать эти особенности.

Как было отмечено, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Можно констатировать, что примерно к 2 - 3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. В дошкольном возрасте только закладываются основы характера. Развитие характера продолжается еще как минимум 10 - 15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.

Факторов, под влиянием которых складываются черты характера несколько.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям. Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества -- эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде -- трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление со стороны окружающих его взрослых людей) . Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.

С возрастом (в начальных классах школы) оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. На развивающийся характер старшего школьника кроме взрослых, начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. По мере того, как формируется определенный образ жизни, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.

Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все, стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности .