Flowschool - Образовательный портал

Если вас критикуют, значит, вы чего-то стоите. Как не расстраиваться из-за критики

Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы Нарбут Алекс

Если вас критикуют, значит, вы чего-то стоите. Как не расстраиваться из-за критики

Трудности, которые могут возникнуть

? Порой я так не уверен в правильности того, что делаю, что даже не могу определить, справедливо меня критикуют или нет.

С этой трудностью можно справиться двумя способами. Первый способ был дан в описании урока: делайте, то что должны, и будь что будет. В любом случае вам нужно поступить так, как считаете нужным. Последствия вашего поступка скажут вам, правильно вы поступили или нет. Вы сами увидите свои ошибки и сделаете нужные выводы. Но чтобы использовать этот способ, нужно быть уверенным в себе человеком. Если же вы постоянно во всем сомневаетесь, вы можете эту уверенность приобрести. Вам нужно выявить свои слабые и сильные стороны, чтобы вы могли объективно оценивать сами себя. Когда вы будете знать, в чем слабы, а в чем сильны – вы сможете предусмотреть многие ошибки. Знание самого себя поможет вам избежать страха перед критикой.

Мы предлагаем вам практику, которая поможет вам выявить ваши сильные и слабые стороны.

Первое. Найдите свои сильные стороны. Для этого дайте в письменном виде не менее пяти ответов на каждый из следующих вопросов:

1. Что мне нравится в себе?

2. Что я умею делать хорошо?

3. За что мне окружающие чаще всего делают комплименты?

4. С какими сложными делами никто не мог справиться – а я справился? Какие качества мне для этого понадобились?

5. Какие мои привычки можно назвать положительными?

Второе. Найдите свои слабые стороны. Письменно дайте не менее трех ответов на каждый из следующих вопросов:

1. Что мне не нравится в себе?

2. Что я делаю не так хорошо, как бы мне хотелось?

3. За что меня чаще всего критикуют?

4. Какие мои неудачи мне больше всего запомнились? Каких качеств мне не хватило для успеха?

5. Какие мои привычки можно назвать отрицательными?

Третье. Разделите лист бумаги пополам вертикальной чертой, слева напишите все выявленные вами сильные стороны и достоинства, а справа – слабые стороны и недостатки. Если придет в голову что-то еще, тоже добавляйте. Перечитайте еще раз графу с недостатками. Как вы думаете, какие из этих недостатков настоящие, а какие – мнимые? Дело в том, что под влиянием чужого мнения или несправедливой критики мы подчас приписываем себе недостатки, которых на самом деле не имеем.

Например, кто-то постоянно говорит, что вы ленивый человек, и вы на самом деле начинаете считать себя ленивым. Но если вы заглянете внутрь себя и как следует проанализируете свое поведение и внутреннее состояние, то можете обнаружить, что вы вовсе не ленивы, а просто устали, или неважно себя чувствуете, или, может быть, не уверены в себе, боитесь провала, а потому медлите и не приступаете к делу. Потратьте столько времени, сколько нужно, чтобы разобраться в себе, а затем вычеркните недостатки, которые оказались мнимыми.

Четвертое. Теперь вспомните известное выражение, что недостатки часто являются продолжением наших достоинств. Сопоставьте ваши достоинства и недостатки, чтобы выявить связи между ними: без какого недостатка не было бы достоинства, и наоборот? Соедините стрелками эти «парные» качества.

Например: в графе недостатков вы написали «обидчивость», а в графе достоинств – «способность к сочувствию, сопереживанию». Вы можете обнаружить, что два эти качества связаны между собой: человек, способный к сочувствию, все принимает близко к сердцу, является тонко чувствующим, а потому его больно задевают обиды.

Подумайте, как вы можете сгладить тот недостаток, который является продолжением достоинства. Это можно сделать так: как только у вас проявится этот недостаток – сразу обращайте его в свою противоположность и таким образом как бы направляйте его энергию в позитивное русло.

Например: чувствуете, что обижаетесь, – сразу же переводите это чувство в стремление понять обидчика, а может, даже посочувствовать ему, ведь если он обижает другого, значит ему самому плохо.

А если, к примеру, вы назвали отрицательным качеством раздражительность, а положительным – активность, то, почувствовав раздражение, сразу начинайте заниматься какой-то активной деятельностью.

Таким образом найдите способ переводить в позитивное русло все те недостатки, у которых есть оборотная сторона в виде достоинств.

Из книги Искусство быть лидером автора Власова Нелли Макаровна

Если вы в цейтноте, значит вам крупно повезло МУДРЫЕ МЫСЛИЖизнь, которая не испытывает, недостойна называться жизнью.Сократ.Усталость, цейтнот, жалобы на перегрузки быстро выбросили на помойку как использованную жвачку!Если слишком много дел и мало времени, значит стоит

Из книги Самоучитель мудрости, или Учебник для тех, кто любит учиться, но не любит, когда его учат автора Казакевич Александр

«Если хотят обидеть - не доставляй удовольствия. А если не хотят - значит, можно простить» Если вас обвиняют, не оправдывайтесь и не критикуйте в ответ. «Обвинениями не оправдываются», - учит французская пословица. Не приводите в оправдание поступки других людей - вы

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Если вас действительно критикуют Очевидно, бывают случаи, когда вы чувствуете, что вас действительно ругают. Иногда незаслуженно, иногда вполне обоснованно. Иногда, действительно, общий комментарий представляет собой выпад персонально против вас. Как ни прискорбно, но в

Из книги Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы автора Нарбут Алекс

Как научиться не расстраиваться из-за критики Многим людям спокойно признавать свои ошибки мешает ложное чувство гордости. Им кажется, что если они это сделают, то пострадает их самолюбие и чувство собственного достоинства. Но если вы уверены в себе, и у вас действительно

Из книги Обещать – не значит жениться автора Берендт Грег

Если он не приглашает тебя на свидания – значит, не так уж ты ему нравишься Потому что, если ты ему всерьез нравишься – поверь мне, он будет тебя приглашать Многие женщины говорили мне: «Грег, мужчины правят миром». Ух ты! Ничего себе, какие мы могущественные! Так почему же

Из книги Как стать законченным неудачником в жизни, в работе и во всем остальном. 44 1/2 шага к стойкой неполноценности автора Макдермотт Стив

Если он тебе не звонит – значит, не так уж ты ему нравишься Мужчины умеют пользоваться телефоном Ну, конечно, он говорит, что занят. Он утверждает, что у него и минутки не было в его безумно напряженном дне, чтобы взять телефон. Что день выдался просто сумасшедшим. Чушь

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Если он не встречается с тобой – значит, не так уж ты ему нравишься «Тусоваться» – не значит встречаться О, сколько на свете разных вариантов знакомств и свиданий! Сколько туманных, топких областей неуверенности, таинственности и вопросов без ответов, особенно на ранних

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Если он спит с другой – значит, не так уж ты ему нравишься Для измен не бывает хороших оправданий Если он тебе изменяет – гони его в шею! Шучу. Я знаю, что все не так просто. Кто-то начнет спорить: «Это же просто секс, какое это имеет значение?» Другие примутся доказывать, что

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Если он не хочет на тебе жениться – значит, не так уж ты ему нравишься Любовь исцеляет «страх перед обязательствами» Просто запомни. Каждый мужчина, с которым ты когда-то встречалась и который говорил, что не хочет жениться, не верит в брак или у него с этим «проблемы»,

Из книги Мужчина и женщина. Минус 60 проблем в отношениях автора Мириманова Екатерина Валерьевна

Если он расстается с тобой – значит, не так уж ты ему нравишься «Я не хочу быть с тобой» означает именно это Все хотят быть любимыми и желанными – и особенно хочется, чтобы в тебе нуждался человек, только что тебя бросивший. Я понимаю, как приятно услышать от мужчины,

Из книги автора

Шаг первый Не надо задумываться о том, чего вы хотите. Если вы все-таки осознали, чего именно вы хотите, не надо задумываться о том, почему вы этого хотите. Если же вы тем не менее поняли, почему вы этого хотите, заставьте себя поверить в то, что вам это не дано Цитата, которую

Из книги автора

Шаг четвертый Не пытайтесь узнать, чего вы стоите (а если вдруг узнаете, постарайтесь как можно быстрее забыть) Цитата, которую следует игнорировать Как поразительно изменяется наша жизнь, когда мы действительно понимаем что-то чрезвычайно существенное о себе и, имея

Из книги автора

4. Если человек не такой, как вы, это не значит, что он плохой или опасный Не думайте, будто все отличия партнера от вас означают, что вы лучше его. Не истолковывайте их как некие недостатки или угрозу. Необходимо признать, что вы не можете изменить другого человека. Правда,

Из книги автора

Если вы помните о чем-то, это не значит, что это происходило на самом деле Мы приходим к правде разными путями: читаем книги, думаем, слушаем других людей и сами воспринимаем мир. Иногда люди лгут. Они упускают важные детали. Иногда наши мысли искажаются. Наиболее

Из книги автора

Как узнать то, чего вы не знаете: что значит – принимать другого Как бы мы ни старались, мы не можем получить исчерпывающих знаний об этнических группах, социально-экономических или притесняемых слоях населения. Мы можем только попытаться понять и оценить их положение, а

Из книги автора

Глава 5 Если вы все же собираетесь вступить в брак, или Хорошее дело браком не назовут. Как готовиться к свадьбе, жить вместе? Играем в игру, что изменилось, чего не нужно делать, даже если очень хочется? Вы все больше убеждаетесь, что ваш мужчина – именно тот человек, с

Достаточно часто мы высказываем свое критическое мнение в отношении других людей, а также получаем порцию критики сами. Значительная часть этих замечаний высказывается "за глаза", но с остальной частью приходится сталкиваться лицом к лицу. Границы критики простираются от легких "покалываний" (критических замечаний) - до жесткой критики-приказа. Есть ли люди, которым нравится критика? Наверное, нет. Однако одни умеют воспринимать ее правильно, а у других это не получается.

Критика: хорошая и разная

Начнем с того, что критика бывает разная - конструктивная и неконструктивная. Очень важным навыком в жизни любого человека является умение различать эти два вида критики. Дело осложняется тем, что критика, на самом деле, может быть не двух, а четырех видов:

  • конструктивная как по форме, так и по содержанию;
  • конструктивная по содержанию, но неконструктивная по форме;
  • конструктивная по форме, но неконструктивная по содержанию;
  • неконструктивная и по форме, и по содержанию.

Пример: жена-домохозяйка не успела приготовить к приходу мужа ужин и попросила его подождать полчаса. Муж очень голоден, к тому же он предупредил жену о времени своего прихода заранее. Как же может прозвучать его критика?

"Я расстроен, что ты не приготовила ужин, хотя заранее знала, когда я приду. Я очень голоден. Я прошу тебя лучше рассчитывать время в следующий раз". Это критика конструктивная и по форме, и по содержанию. Жена, скорее всего, будет реагировать спокойно и учтет критику на будущее. Вечер закончится в теплой обстановке.

"Полагаю, что тебе необходимо подумать над своей способностью планировать день. Пока ты не справляешься с этим". Эта критика вежлива и конструктивна, но только по форме; содержание же ее неверно, т.к. имеет место неправомерное обобщение. Возможно, весь день жены был спланирован хорошо: она успела отвести ребенка в школу, сходить на рынок за продуктами, навести дома порядок, забрать ребенка из школы и отвести его на дополнительные занятия, привести домой, накормить. У нее был объективно насыщенный день, и ее опоздание с ужином вовсе не явилось результатом неумелого планирования. Скорее всего, женщина среагирует именно на форму (агрессией, неуверенными оправданиями или обиженным молчанием). Она будет считать себя незаслуженно задетой. Однако если муж привык критиковать в конструктивной форме, то, возможно, жена также привыкла конструктивно отвечать. Вполне возможно, что конфликт будет разрешен, если муж признает, что был не прав и переформулирует фразу.

"Почему ужин не готов?! Как всегда, поесть нечего! Почему я должен ждать, приходя голодный домой после трудового дня?!" Это критика в целом верна по содержанию, но неправильна по форме. Скорее всего, жена будет оправдываться, а если поток критики не остановится, то либо "включится" защитная агрессия, либо она будет обиженно молчать, через полчаса поставив перед ним тарелку с едой. Возможно, она сделает для себя выводы на будущее, т.к. рациональное зерно в критике присутствует, но ее настроение будет испорчено. Несмотря на то что муж был прав по сути сообщения, она будет чувствовать обиду. Вечер (возможно, и не один) будет испорчен. При частом повторении такой ситуации взаимопонимание в семье ставится под вопрос.

"Неумеха! Плохая хозяйка мне досталась!" Эта фраза неконструктивна как по содержанию, так и по форме. Во-первых, муж осуждает не поступок жены, а дает негативную оценку ее личности, да к тому же в грубой форме. Во-вторых, такая "критика" не приносит пользы, она не помогает преодолеть недостатки в действиях человека, а лишь вызывает ответный всплеск негатива. В общем, это самый худший вид критики, буквально "разъедающий", подобно ржавчине, любые отношения.

Таким образом, лучше всего "срабатывает" полностью конструктивная критика, т.е. верная по содержанию и высказанная корректно и уважительно. Такая критика необходима каждому из нас, так как отражает, как в зеркале, наши недостатки, недоработки, ошибки. И именно потому, что она правильно высказывается, мы получаем шанс эти ошибки исправить. Конечно, и такая критика может быть неприятной, но именно у нее больше всего шансов быть услышанной и воспринятой.

Остальные разновидности критики вызывают в основном негативные эмоции, ведут к защитным реакциям либо самооправдания, либо отражения "нападения", либо к молчаливому самоедству. Это путь может привести к разрушению отношений либо к вынужденному сохранению "хорошей мины при плохой игре", когда критикуемый настолько сильно зависим от критикана, что не может разорвать отношения и принимает решение терпеть ("Живу с ним и мучаюсь, но куда я уйду с двумя детьми?", "Начальник плохой, но зарплата хорошая"). Это путь неудовлетворенности, приводящий к депрессии и эмоциональным взрывам.

Кто и почему нас критикует?

Как мы выяснили, критика зачастую носит неконструктивный характер, и поэтому мы привыкли внутренне защищаться от нее. Какие же все-таки основные мотивы критикующих?

Хотят самоутвердиться, принизив нас. Существуют люди, стремящиеся критиковать все и вся. Любое действие окружающих (будь то родственник, подруга, коллега или малознакомый человек) они первоначально оценивают с точки зрения того, почему оно является ошибочным. И зачастую сразу же выдают эту информацию адресату. Эти люди кажутся уверенными всезнайками, но на самом деле у них неустойчивая сниженная самооценка. Они поддерживают ее, критикуя других. Они нашли чужую "ошибку", и это создает иллюзию, что сами они умнее и безгрешнее. Их критика носит неконструктивный характер: часто они сразу же говорят, что "нечто" - плохо, а дать внятных объяснений, почему это именно так, не могут. Внешняя цель может быть благой - помочь человеку понять его ошибку, но на самом деле гораздо важнее внутренняя цель - подъем самооценки. Поэтому таким людям практически невозможно угодить, сколько ни поступай согласно их советам.

Нам завидуют. Популярная причина неконструктивной критики. Что такое зависть? Человек осознает, что ему чего-то не хватает (знаний, качеств, достижений, материальных предметов и т.д.), и старается обесценить для себя этот факт, замаскированно критикуя то, чему завидует: "Тебе очень идет это платье, оно прекрасно скрывает недостатки твоей фигуры!" Эта критика также может прикрываться маской благочиния, но она нужна только самому критикану, чтобы почувствовать установление некоторого баланса: да, пусть у нее есть то, чего нет у меня, зато я ей такое сказала!

Хотят испортить настроение, т.к. недолюбливают. Если отношения с кем-то не складываются, если существует постоянный фон недовольства, то возникает почва для постоянных уколов критики. Это может происходить между невесткой и , коллегами, "заклятыми" подругами. Человек, испытывающий неприязнь к другому, будет искать мельчайший повод для критики. Иногда она будет завуалированной ("Какие вкусные блины! Ничего, что ты истратила полбутылки масла"), иногда прямой ("Что ты за хозяйка, если даже посуду не умеешь мыть!"). Эта критика показывает общее отношение к человеку, и сколько к ней ни прислушивайся, критикан все равно найдет, к чему придраться.

Стремятся выплеснуть свои отрицательные эмоции. Об этом способе всем известно, и каждый из нас является то жертвой, то провокатором этого. Если у человека неприятности на работе, то, скорее всего, "громоотводом" послужат его близкие. Придя домой в плохом настроении, он находит пару критических замечаний для окружающих: ребенка, смотрящего мультфильм ("Ничем полезным не занимаешься, лентяй!"), жены ("Ничего сама готовить не умеешь, опять пельмени!") и остальных членов семьи. Эта "критика", к сожалению, - устоявшаяся форма поведения во многих семьях. Однако если вы заподозрили, что причина гнева вовсе не в ваших действиях, можно спокойно спросить: "У тебя что-то случилось? Расскажи, и мы обдумаем вместе". Возможно, уже это изменит ситуацию. Но если человек продолжает нападать, просто дистанцируйтесь от него. Нормального разговора не получится, а ситуацию можно ухудшить еще и взаимными обвинениями.

Хотят добиться собственной эгоистической цели. Например, двум подругам в магазине понравилась одна и та же вещь. Одна начинает критиковать другую ("Тебе не идет цвет, фасон, фигура не под эту кофточку"), а затем покупает ее себе. Или одна из сотрудниц узнала, что в отделе открывается вакансия на вышестоящую должность и заранее начинает критиковать потенциальных конкурентов в надежде получить это место.

И наконец, нам желают добра. Порой близкие люди, подруги, коллеги говорят нам что-то нелицеприятное, но верное. Вполне возможно, что мы совершили какую-то ошибку или не сделали то, что должны были сделать. Внутренне мы сами испытывали угрызения совести, и слова окружающих в данном случае показывают нам: другие люди тоже согласны с нашей совестью. Конечно, на некоторое время наши переживания усиливаются, мы даже пытаемся искать себе оправдания, но внутренний голос нам говорит: "Ты понимаешь, что была не права. Не пытайся обмануть саму себя". Если же окружающие промолчат, боясь обидеть, человек не только не вынесет полезного опыта, но и закрепит ошибочное поведение, думая, что в нем нет "ничего страшного", раз окружение промолчало. От конструктивной критики не нужно защищаться, ее нужно осознать и переработать, а если дух силен, то и поблагодарить того, кто критиковал.

Все эти мотивы могут сочетаться в разных пропорциях. Иногда в словах есть доля правды, но хорошо "сдобренной" либо негативным отношением, либо завистью, либо желанием самоутвердиться, либо "проехаться" за наш счет. В каждой ситуации, когда вас задевает критика, нужно учиться смотреть "за" нее, раскрывая мотивы, которые преследует критикующий. Это поможет вам правильно отреагировать.

Вас критикуют: как реагировать?

Тактика, которую мы применяем, слыша критику в свой адрес, может быть самая разная. Более того, у одного и того же человека она разнится, в зависимости от ситуации и того, кто именно его критикует. И все же у каждого из нас есть одна или несколько излюбленных реакций, которые во многом определяют стиль наших отношений с окружающими. А как же иначе, если критика - это значимая часть общения?

Можно выделить пять основных типов реакции на критику.

"Оправдание". Пожалуй, самый распространенный тип, взращиваемый с детства. Именно такой реакции ждут от ребенка взрослые, и многие дети успешно усваивают: если сделать виноватый вид и поплакать, взрослый отстанет. Ту же стратегию они демонстрируют, повзрослев, - начинают оправдываться. Они хотят, чтобы "вошли в их положение", "проявили понимание", в конце концов, пожалели их. Они говорят настолько просительным и неуверенным тоном, что их слова никак не назовешь рациональными объяснениями. Что же, часто именно эта реакция и удовлетворяет критикующего. Он видит "искреннее" раскаяние и решает, что цель достигнута. Однако эта тактика несет скорее негативные плоды: человек, начав оправдываться, продолжает внутренне переживать эту ситуацию, ищет новые оправдания, но уже в диалоге с самим собой. Это забирает силу и энергию, которые могли бы были потрачены на полезную деятельность. У человека снижается настроение, и он чувствует себя неуверенным, не умеющим отстоять свою позицию.

"Агрессия". Следующий по "популярности" тип. Такие люди реагируют чересчур агрессивно, начиная обвинять в ответ. Эту реакцию мы тоже можем увидеть еще у дошкольников, отвечающих: "Сам такой!". Ответ часто носит резкий, порой оскорбительный характер. Ни о каком конструктивном диалоге не может быть речи, т.к. у обороняющегося включается мощный механизм защиты через нападение. Если человек применяет этот способ часто, то за ним закрепляется слава неуравновешенного и не слишком умного, не способного воспринять ни слова критики. Вокруг него может образоваться социальный "вакуум", т.к. любое общение невозможно без доли критики. Окружающие будут бояться говорить ему что-либо "острое", и даже конструктивная критика (а она - одна из основ ) перестанет достигать его ушей.

"Отрицание". Этот тип реакции весьма интересен и тоже "растет" из детства. Для того чтобы блокировать обвинения, человек может отрицать, что виновник произошедшего именно он. Все мы время от времени прибегаем к этому способу, особенно в ситуациях, когда оппонент не может быть уверен в нашей виновности. Ксерокс сломался? А я тут при чем? Им многие пользуются! Или: "это не я твои диски убрала, наверное, ты сам убрал и забыл!" Интересная ситуация складывается, когда критик приводит доказательства вины. В этом случае в ход идет либо реакция оправдания, либо агрессия. Впрочем, встречаются люди, которые применяют отрицание, несмотря на то, что их вина очевидна, Это вызывает недоумение окружающих, и за отрицающими закрепляется ярлык "чудаков".

Как противостоять критике?
Иногда нас критикуют второстепенные (и другие "-степенные") люди, в отношении которых вполне можно применить альтернативные тактики, не ведущие к разрешению проблемы, но "ставящие" на место. Основные тактики таковы:

  • Вы спокойно и аргументированно говорите, считаете ли критику обоснованной. Если да (пусть и в отдельной части) - то признаете это вслух, если нет - то приводите спокойные уверенные аргументы, почему это так, а не иначе. Дальнейшее обсуждение стараетесь вести в конструктивном русле. Если же разговор принимает форму ссоры, предложите продолжить позже, когда вы оба успокоитесь.
  • Молчите, стараясь наполнить молчание настроением уверенности, силы и недоумения, обесценивающим критику. Молчаливая пауза первое время будет вашим помощником: во время нее вы сможете усмирить эмоции и обдумать критику.
  • Отвечаете шуткой, иронией, парадоксальной фразой, которая будет неожиданной для критикующего.
  • Переводите разговор на другую тему, показывая, что критика для вас не так уж важна.
  • Откладываете разговор на потом, чтобы взять необходимый "тайм-аут" на обдумывание. Иногда можно прямо сказать: "Мне нужно время, чтобы подумать над твоими словами, и мы вернемся к этому разговору позже", а иногда можно просто сослаться на "неотложные" дела, чтобы получить время.

"Молчание". Эта реакция заключается в том, что человек, услышав в свой адрес критику, молчит или уходит. Чаще всего это означает обиду и отказ от общения. Если такая реакция является наиболее часто применяемой, то это приводит к накоплению непонимания, т.к. проблемы остаются не проговоренными. Также такие люди пускают критику внутрь себя, не выпуская обратно. Это может привести к хроническим заболеваниям (гипертонической болезни, болезням желудочно-кишечного тракта, вегетососудистой дистонии). Молчание вместе с внутренними переживаниями - один из самых плохих способов реакции на критику, буквально "разъедающий" человека изнутри.

"Анализ". Это самый правильный способ реакции на критику. В этом случае человек способен побороть негативные ответные эмоции, понять, носит ли критика конструктивный или деструктивный характер, и правильно на нее отреагировать. Такая реакция помогает человеку вынести из критики "рациональное зерно" и способствует личностному росту.

Если спокойный анализ критики - это лучший способ, то значит ли это, что все остальные совершенно не подходят и должны быть преодолены? Конечно же, нет. Просто они должны перестать быть привычными и применяться в подходящих ситуациях.

Учимся реагировать на критику правильно

Первый компонент в вашей реакции, когда вы слышите критику, - эмоциональный . Вы можете ощущать неловкость, недоумение, неуверенность, спокойствие, гнев. В любом случае, сначала идет эмоция, а лишь затем включается разум. Учитывая это, применяйте следующие правила:

  • Постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Если вы внутренне не уравновеситесь, то не сможете реагировать правильно. Хорошим помощником является метод "диссоциации": постарайтесь посмотреть на ситуацию как бы со стороны (и на себя, и на критикующего), как будто вы зритель в театре, а на сцене происходит действие. Это позволит снизить интенсивность эмоций и включить анализ ситуации.
  • Не показывайте эмоции. Даже если вам не удалось справиться с эмоциями (а так бывает, когда негатив слишком силен, да еще удар пришелся на больное место), не показывайте это. Если человек стремился к самоутверждению, хотел испортить настроение либо желал выплеснуть злобу, то ваш растерянный вид - это то, что ему нужно. Не доставляйте ему такого удовольствия.
  • Говорите уверенно. То, насколько вы владеете собой, показывает тон вашего голоса. "Правильные" фразы, произнесенные тихим, сомневающимся тоном, будут расценены как попытка оправдаться. Если же вы говорите твердо, уверенно и спокойно, то они будут восприняты как доказательства и разумные доводы.

Второй компонент реакции на критику - аналитический . Он наступает, только когда вы справитесь со своими эмоциями. Иногда этот момент приходит очень нескоро или не приходит вообще. Слыша критику, человек не справляется с эмоциями и начинает либо оправдываться, либо кричать. Затем он продолжает внутренне переживать, оправдывая себя и находя поводы ненавидеть обидчика. Затем он что-то решает (например, больше не общаться с этим человеком, либо уколоть его в ответ при случае, либо признает его завистником) и успокаивается. Момент рационального анализа так и не наступает. А нам необходимо научиться, чтобы наша голова "включалась" практически сразу.

Первым делом, вы должны определить, насколько конструктивной является критика, как по форме, так и по содержанию. Т.к. на форму (оскорбительную или деловую) реагируют прежде всего наши эмоции, а вы с ними справились, то вы готовы понять, есть ли в критике доля истины.

После оценки критики на конструктивность вы приступаете к обдумыванию целей оппонента, стоящих "за" критикой . Чтобы прояснить мотивы, вы можете задать прямой вопрос: "А чего ты хочешь достичь, говоря мне об этом?". Смотрите на реакцию - она вам подскажет. А дальше поступайте по обстоятельствам, Иногда можно и нужно сообщить человеку, что, по вашему мнению, он, критикуя вас, стремится к собственным целям, а иногда этого делать не стоит. Прежде всего, важно, что вы внутренне поняли, откуда у критики "ноги растут".

Оценив конструктивность критики и цели оппонента, вы должны сформулировать, что для вас важнее в этой ситуации: почувствовать себя победителем во что бы то ни стало или же сохранить отношения. Порой отношения с человеком для нас настолько важны, что мы обязательно должны обговорить ситуацию и прийти к согласию, как бы ни были возмущены.

Итак, теперь вы готовы к тому, чтобы правильно оценить критику, направленную на вас, и достойно отреагировать. Возможно, в первое время это будет занимать значительное время, и вы будете брать "молчаливую паузу", переводить разговор на другую тему или откладывать разговор. Однако постепенно вы сможете так "натренироваться", что будете преодолевать эмоциональный дискомфорт, определять конструктивность критики и цели оппонента за полминуты.

Юлия Василькина
Психолог, г. Москва
Статья предоставлена журналом "Беременность. От зачатия до родов" N 05 2007 год