Flowschool - Образовательный портал

Эгоизм эгоист эгоистичный. Что такое эгоизм, кто такой эгоист Эгоистичное поведение

Проблема эгоизма во все времена приковывала к себе внимание. Таких людей никогда не любили, в лучшем случае они подвергались всеобщему осуждению. Эта проблема актуальна и в наши дни. Мало кто догадывается о том, что это большая сложность, от которой всегда страдает сама личность, а не только окружающие люди.

Линия поведения, при которой все нужды должны быть немедленно удовлетворены, обязательно требует коррекции. Это очень непростой, но необходимый шаг, иначе человек постоянно будет копить в себе обиду и создавать близким неприятности. Данная статья раскрывает проявление эгоизма и рассматривает вопросы, связанные с этой проблемой.

Определение понятия

Если заглянуть в толковый словарь, то можно обнаружить, что под эгоизмом чаще всего понимается поведение, когда человек думает только о себе и совершенно не заботится о мнении близких. Однако такой взгляд слишком узкий и не позволяет полностью увидеть все детали, предшествующие формированию этого качества характера. Эгоистичность вырастает не из избалованности, как ошибочно полагают многие, ее корни спрятаны глубоко в прошлом. Понятие «эгоизм» прочно вошло в наше сознание именно потому, что общество не любит таких людей, считает их высокомерными и заносчивыми.

Причины возникновения

Немало трудностей в общении доставляет эгоизм. Что это такое и как от него избавиться, будет рассказано ниже. Немаловажным является вопрос о том, где искать виноватого, то есть, откуда он вообще берется. Конечно, истоки трудностей следует искать в детском возрасте. Ведь никто из нас не рождается маленьким демоном, не желает заставлять страдать своих родителей. Специалисты до сих пор подробно изучают, чем страшен эгоизм и какую опасность он в себе таит для развития личности. Начнем с того, что у ребенка, который считает себя центром земли, не может сформироваться адекватная самооценка. Она у него либо чересчур завышена либо занижена. И в том и в другом случае он станет демонстрировать миру свою значительность, устраивать какие-то ситуации, доказывающие его превосходство над другими.

Сложности взаимодействия с окружающим миром гораздо проще исправить у маленького ребенка, поскольку у него не настолько развиты еще реакции Чтобы решить проблему во взрослом возрасте, необходимо довольно продолжительное время посещать кабинет психолога. Работа со специалистом поможет разобраться в себе, понять, чем страшен эгоизм на самом деле, подобрать адекватные методы коррекции.

Разрушительное действие

Человек, который двадцать четыре часа в сутки сосредоточен на самом себе, не может по-настоящему оценить действия окружающих. Ему нередко представляется, что в жизни его окружают одни враги и совершенно не на кого положиться. Разумеется, так быть не может. Просто эти люди забывают заботиться о своих близких, оставляют родных, не вспоминают о друзьях, расстаются с любимыми из гордости. Одиночество - неизменный и единственный спутник таких людей. Вот что представляет собой эгоизм. Что это такое, можно почувствовать, только имея близкого родственника с подобной проблемой.

Только представьте на минуту: эгоистичный человек постоянно требует к себе внимания. Он сосредоточен только на своем благополучии и, как правило, удовольствиях, получаемых от внешнего мира. В детстве такие дети замучают родителей своими капризами, они требуют покупки дорогих игрушек, выполнения своих желаний. Еще они ужасные ревнивцы и собственники. К сожалению, родители тоже не всегда могут правильно оценить ситуацию, особенно если ребенок единственный. Вот и выходит в жизнь личность, не умеющая решить элементарных задач, не способная заботиться о ком-то, кроме себя, постоянно недовольная и требующая чего-то.

Жадность

Нежелание делиться - неотъемлемый спутник эгоистичного сознания. Людям подобного склада характера кажется, что если они будут отдавать кому-то часть своего имущества (как правило, сюда относятся материальные ценности), то у них ничего не останется. Заметим, когда душа бедна, ей все время хочется чем-то восполнить свою пустоту. Очень часто это выливается в вещизм, в намерение скупать все самое дорогое, даже не зная, зачем оно нужно. Однако богат не тот, у кого много, а тот, кто умеет быть довольным малым.

Как приучить жадного ребенка делиться своими игрушками? Прежде всего, сразу откажитесь от мысли быстро его перевоспитать. Если вы будете рьяно настаивать на том, чтобы он подарил свою любимую машинку соседу, то хорошего результата не ждите. Не стоит перегибать палку. Просто в некоторых ситуациях подсказывайте ребенку, как можно поступить. Например, деликатно посоветуйте ребенку дать плачущему на улице малышу поиграть своим мячиком. Если он откажется, не настаивайте. Уважайте его право. Как правило, эгоистичные дети настолько сосредоточены на себе, что им трудно с кем-то подружиться, у них почти нет друзей.

Неуверенность в себе

Это может показаться невероятным, но эгоистичный человек именно потому похож на колючего ежика, что в душе крайне недоволен собой. Возможно, даже он подозревает о своей проблеме и осознает ее важность. Вот только когда характер уже сложился, решить трудную задачу в одиночку практически невозможно. Потребуется время, терпение и помощь специалиста.

Концепция эгоизма часто включает в себя вседозволенность, поведение, выходящее за рамки общества. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Если вы как родитель видите, что ребенку очень сложно справиться с собой, постарайтесь не потакать его капризам. Воспитывать надо с умом.

Чувство никчемности и ложной гордости

Как это ни странно, но излишняя заносчивость соседствует с непримиримым ощущением себя как полного ничтожества. В одно мгновение человек ощущает себя Богом, в другой миг он полностью подавлен и опустошен собственными мыслями. Ему кажется, что он не достоин в жизни самого необходимого, и ему следует от всего отказываться.

«Эгоизм - что это такое?» - недоумевают родители и не спешат ограничивать свое чадо во всевозможных благах. Причем такое жертвенное поведение возникает даже тогда, когда в доме не так уж много денежных средств, которые можно выделить на прихоти ребенка, а он продолжат требовать.

Вечная обида

Эгоистичный человек нередко производит впечатление постоянно обиженного, хмурого создания. Все ему не так: и пирожки недостаточно вкусные, и подруги-друзья забыли в самую трудную минуту, и модель сотового телефона устарела. Создается такое впечатление, что ему кругом все должны. Однако другие люди вовсе не обязаны выполнять требования какого-то который к двадцати годам так и не повзрослел. Вот и идет человек с проблемой по жизни, обвиняя всех и вся. Иногда он даже не замечает, что страдает. Таковы последствия синдрома под названием «эгоизм». Антоним этого слова - альтруизм, забота о других людях, но до этого состояния еще нужно дорасти.

Как научиться щедрости

Если к человеку, страдающему эгоистичным сознанием, пришла мысль о том, что ему необходимо меняться, значит, он созрел для изменений. Начать нужно просто с того, что приобрести навык положительного взаимодействия с людьми, при этом не требуя от них ничего, а бескорыстно отдавая. Такой подход позволит развиться чувству сострадания, сосредоточенности на потребностях близких. Полезно даже на время отойти от собственных нужд, чтобы победить в себе эгоизм. Антоним этого понятия - альтруизм и бесконечное служение людям - должен отныне стать воодушевляющим фактором для самосовершенствования.

Таким образом, победить неконструктивное поведение всегда можно, если есть огромное желание. Конечно, изменения не будут видны сразу, но постепенно вам удастся преодолеть в себе эгоизм. Что это такое и какой вред приносит развитию личности, мы уже рассмотрели. Будьте счастливы, берегите своих близких, не забывайте заботиться о них! Помните: поддержка в сложных ситуациях так же важна, как вовремя сказанное слово, радость успехам. Научитесь разделять мгновения счастья с людьми - и они будут вам благодарны!

Эгоизм может быть явным, открытым - и скрытым, замаскированным (например, под накидкой заботы или любви). Может быть импульсивным и осознанным, бывает дальновидным и нет. Может быть лишь случайным моментом поведения и может быть чертой личности, собственно эгоизмом.

Еще не эгоизм - уже эгоизм

Приоритет собственных интересов над чужими, если это просто автоматическая программа, еще не эгоизм.

Если такой приоритет случился неподумавши, случайно, это не про нас, а про то, что с нами иногда происходит. Это момент поведения, но не черта личности.

Противоположностью эгоизма является не альтруизм, а позиция Творца, когда человек заботится и о себе, и о других людях.

Явный и замаскированный эгоизм

Эгоизм в современной культуре считается естественным, но не самым красивым человеческим проявлением, поэтому многие реально эгоистические поступки и проявления люди любят преподносить как вовсе не эгоистичные, а проявляющие их возвышенные чувства и мотивы. В первую очередь это касается любви. Любовь эгоистична не всегда, но в массовых своих вариантах за любовью стоят в первую очередь эгоистичные побуждения. См.>

Эгоизм с головой и без головы

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным, без головы. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.

Эгоист без головы - зрелище смешное и печальное. Ему надо войти в вагон метро, он встает поперек двери, пытается войти, ему не дают, потому-что сначала надо выйти, он искренне возмущается данной ситуацией. Доехав до своей станции, он с не меньшей искренностью возмущается тем, что перекрыли выход (такие же как он) и не дают пройти. За таким эгоизмом стоит эгоцентризм - неумение и непривычка понимать ситуацию других людей.

Эгоист рациональный не всегда вызывает симпатию, но обычно вызывает уважение. Такой человек осознает когда, зачем и почему он пренебрегает благом другого человека ради своего. Он понимает, что его сил, доброты, морали и этики не хватит, в данной ситуации "на всех". Поэтому он, осознавая зло, которое причиняет, ставит во главу угла себя и своих близких. При этом не мучается совестью, не рефлексирует и спокойно спит ночью, не видя кошмаров.

Морально-этические принципы надо прививать рациональному эгоисту, который с головой. Эгоисту без головы рассказывать о этике бесполезно, его нужно сначала надо научить "смотреть на себя с третьей позиции". Этого, кстати, может оказаться достаточно. Другой вариант - просто приучать вести себя прилично. Пусть он как был без головы, так и останется, но вести себя будет гораздо лучше.

англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация; морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего чужими интересами, относящегося к др. человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Одна из форм проявления индивидуализма; противопоставляется альтруизму.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭГОИЗМ

лат. ego - Я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?", - писал в свое время Н. Федоров.

Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью, "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием.

Эгоизм как качество личности – склонность к проявлению ложного Эго в уме, чувствах, разуме, действиях и поступках.

Эгоизм поражает ум и разум, и человек становится глух к мнениям и точкам зрения других, он никого не хочет слышать, для него полностью закрыто новое знание. Входящая информация не доходит до разума, не становится частью жизненного опыта. Покрутившись на поверхности ума, она, как сквозняк, в одно ухо влетела – в другое вылетела.

Эгоизм – первый враг человека, поражающий его ум, чувства и разум. Эгоистичный человек не развивается, ибо он не способен воспринимать новое знание, не умеет слушать, проявлять покорность относительно своего учителя. С эгоиста плохой послушник. Он сам хочет говорить, быть на виду, производить впечатление. Слушание другого человека вызывает у него раздражение и реальную боль в разуме.

Эгоизм – это сила, которая загрязняет наше восприятие мира. Эгоистичный человек хочет действовать в угоду себе. Это приводит его к антагонизму с окружающими людьми, потому что эгоизм рождает эгоизм, а бескорыстие рождает бескорыстие. Человек, который настроен эгоистично, он возбуждает вокруг себя протестную среду. Казалось бы, всё излагает убедительно, но окружающие делают вид, что им непонятно. На самом деле они давно всё поняли, но не захотели принять. Может собеседник вызывает у них неприязнь или антипатию? Когда любишь своего визави, все его слова проходят на ура, не нужно веских доводов, убедительных аргументов, сложных логических конструкций. Когда не любишь – сам по себе возникает антагонизм.

Чтобы отсечь огромный отряд претендентов на гармоничность, нужно сразу без обиняков сказать - гармоничная личность не может быть эгоистом. Эгоист живет для себя, он не может не сталкиваться с эгоизмом других людей. Потянув «одеяло» на себя, он неизбежно будет конфликтовать с внешним миром. Расталкивая других в желании достичь для себя каких-то материальных благ, он обязательно будет встречать ответное сопротивление. Это будет вызывать у него раздражение, злобу и негодование, хочешь – не хочешь, он будет осуждать и обвинять других людей в своих проблемах. О мире в душе можно забыть. Словом, эгоизм и гармоничность не уживаются вместе.

Эгоист может уживаться с узкой группой людей, пока они не затронут его интересы. Дружба дружбой, а табачок врозь. Где эгоизм, там жадность и зависть. Стоит легонько задеть его Эго, сразу возникнут споры, ссоры, скандалы и драки. В противовес эгоисту, гармоничная личность совершенно спокойно уживается с разными людьми.

Эгоизм – отец дисгармонии, а гордыня – её мать. Гармоничность и эгоизм также абсурдны, как жизнь пламени в воде. Это азбука жизни. Эгоист в межличностных отношениях всегда будет сталкиваться с противостоящими желаниями других людей. То есть, дисгармония в отношениях с внешним миром – обычное состояние жизнедеятельности эгоиста.

Эгоизм – главный враг отзывчивости. Если Эго успело пропитать ядом эгоизма ум, чувства и разум, человек становится «импотентом» отзывчивости. Он равнодушно пройдёт мимо человека, упавшего на его глазах от сердечного приступа, безразлично скользнёт взглядом по разбитому в кровь лицу плачущей женщины, брезгливо обойдёт упавшую старушку и безучастно взглянёт на ребёнка – инвалида. Что уж говорить о помощи престарелым родителям и бездомным животным? Закоренелый эгоист не слышит никого и ничего, кроме желаний своего вожделенного ума. Его разум отравлен эгоизмом, поэтому голосу сердца не к кому обращаться и не до кого достучаться.

У смиренного человека ложное эго всегда спит, как будто его накачали клофелином. Победив в себе эгоизм, очистив свой разум от психологической грязи, он одновременно победил в себе гнев и стал неуязвим для недоброжелателей.

Правдолюбие вне разумности, практичности и доброты – глупость, торжество эгоизма , греха и упрямства. Прежде чем говорить правду, нужно включить разум и сердце.

Заботливость чурается эгоизма, это антиподы. Когда мотивом поступка однозначно служит эгоизм, значит, мы наблюдаем проявление другого качества личности, но никак не заботливости.

Эгоизм – отец бесчеловечности, неуважительность – её мать. Корни эгоизма спрятаны в инстинкте самосохранения. Стараясь перетащить «одеяло на себя», эгоисты на протяжении всей истории человечества подавляли уважительность, сострадание и альтруизм не только в себе, но и в других людях. Растлевая и глумясь над человеколюбием, они постепенно уничтожали в зародыше всё человеческое в себе и в окружающих.

Проявления человеческой души обнаруживаются в сознании, уме, чувствах, разуме и Эго. Например, сознание пропитывает каждую клеточку человеческого организма, даря ему жизнь, и проявляется через глаза. Эго – это ощущение себя как личности, его следы легко находятся во всех проявлениях души, то есть все тело пропитано не только сознанием, но и силой ощущения себя как личности. Поэтому человек отождествляет себя с телом, хотя тело – это лишь форма для деятельности души. Происходит своеобразный самообман – человек путает форму с содержанием, душа остается молодой, несмотря на возраст тела.

Итак, у души из-за Эго существует ощущение себя как личности. Это чувство работает сугубо в двух направлениях: или жить ради кого-то или только ради себя. В первом случае душа даже теоретически не может вообразить, как можно найти счастье, живя только ради удовлетворения своих желаний. Ей представляется, что настоящее счастье достигается, когда ты принес радость другим людям, сделал им что-то приятное и полезное. Какая радость, если рад только ты один?

В отличие от духовного мира в материальном мире душе приходится адаптироваться к условиям, когда большинство людей живет ради себя. Инструментом адаптации служит ей ложное Эго , пропитывающее ум, разум и чувства человека ощущением себя как личности, желающей жить для себя. Ложное Эго захватывает духовные атрибуты души, оставляя в покое лишь саму душу. Ложное Эго заявляет: «Это моя рука, мой ум, мои чувства, мой разум, мой муж, моя машина, мой дом, моя страна и, наконец, моя Земля». Словом, ложное Эго охватывает все стороны жизни человека. Однако если человек живет только под влиянием ложного Эго, он не способен достигнуть счастья, ибо его следует искать в сфере взаимодействия двух Эго.

Там, где истинное Эго берет вес над ложным, возникает благость. Людей, ищущих счастья в бескорыстной любви, помощи людям, можно встретить повсюду, следует лишь внимательно приглядеться к окружающему миру, выйдя за рамки эгоистичного мирка своих знакомых. Там, где истинное и ложное Эго находятся в состоянии борьбы или какого-то паритета, там процветает страсть. Такие люди находятся в страсти. И, наконец, третья категория людей – людей в невежестве, живущих сугубо для себя, наплевав на окружающий мир. Люди в невежестве полностью находятся под влиянием ложного Эго, истинное Эго у них раздавлено, придушено, живет в затравленном и рабском положении. Еще И. С. Тургенев подметил: «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают».

Счастье – это бескорыстный путь к какой-то высокой цели ради других людей. Например, настоящая любовь может быть только бескорыстной. Мать любит свое новорожденное дитя бескорыстно без всяких мыслей: «Сначала ты мне сделай хорошо, тогда и я тебе сделаю хорошо, но ты сделай первый». Отношения, основанные на принципе: «Ты – мне, я – тебе», далеки от истинного понимания любви. Когда один из супругов понимает, что его используют, он очень обижается на корыстолюбие своей половинки. Великий педагог, человек в благости В. Сухомлинский писал по этому поводу: «Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи».

Важнейшая функция ложного Эго – вызывать боль . «Как от сердца оторвал», — говорим мы, когда приходится что-то отдавать другим. Н. Островский заметил: «Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить». Поскольку ложное Эго пропитывает все тело и духовные атрибуты души, постольку боль возникает в теле, уме, чувствах и разуме. Если человек ожег руку, автоматически возникает боль. Боль – это сигнал ложного Эго с требованием защиты. Оно дает звонок: «Ты поступаешь неправильно со своим телом. Срочно прими меры!» Например, боль в разуме означает нежелание слушать. Человека настолько переполняет ложное Эго, что ему больно слушать слова другого. Он бросается в спор, перебивает, доказывает, возмущается и оправдывается. Даже на лекции он «сидит, как на иголках» — ложное Эго вызывает боль в разуме, и ему больно слушать лектора.

Вторая функция ложного Эго – это вызывать антагонизм , сопротивление. Если человек идет во внешний мир с единственным желанием «Я хочу «перетянуть одеяло на себя»», мир, по понятным причинам, сопротивляется. Другие люди тоже чего-то хотят. Иными словами, сопротивление возникает при взаимодействии разных ложных Эго. Когда обе стороны общаются с позиций истинного Эго, конфликт невозможен. Как только одна сторона «включает» ложное Эго, мгновенно просыпается ложное Эго у противоположной стороны, сразу возникает неприятие, недоверие и нежелание слушать. Поначалу стороны терпят проявления эгоизма, затем начинают спорить, переругиваться и конфликтовать в различных формах. Иными словами, любая форма корысти вызывает антагонизм, сопротивление и столкновение ложных Эго. Природа человека так устроена, что в нее «встроена» потребность получать счастье, отдавая свою любовь другим людям. Если человек живет в невежестве, потворствует своим желаниям и страстям, он, тем самым, разрушает себя как личность.

Обе функции действуют враждебно относительно человека, поэтому и принято считать эгоизм первым врагом личности. Так, антагонизм окружающего мира не зависит от воли и желаний человека. Чем больше эгоизм, тем сильнее внешний мир сопротивляется с человеком, и он ничего не может с этим поделать. Разрушительная деятельность ложного Эго лишает человека возможности достичь счастья. Счастье – это положительный результат от разницы сил Истинного и ложного Эго. Несчастье – это положительный результат между ложным и истинным Эго. Людвиг Фейрбах, видя разницу между истинным и ложным Эго, писал: «Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным себялюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим». Ученый, самозабвенно работающий над открытием, которое способно принести много пользы человечеству, имеет куда более изысканный вкус счастья, чем любовница, выпросившая деньги на шубу у своего «папика».

Эгоизм и альтруизм – две стороны одной медали или два полюса. Альтруист — человек, который бескорыстно помогает другим, основываясь на действии истинного Эго. Если быть последовательным, то он проявляет здоровые формы эгоизма. Тем не менее, человек всегда находится в какой-то определенной точке на шкале «Эгоизм – Альтруизм».

Петр Ковалев 2013 год